Лекции № 11,12. Основы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
1.Законодательная и нормативно-правовая база в сфере защиты населения и территорий.
2.Общие положения по защите населения и территорий.
3.Основы радиационной и химической защиты населения и территорий.
Справка. Защита населения – комплекс взаимоувязанных по цели, месту, времени, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации ЧС.
Защита территорий – комплекс организационных, экологических, инженерно-технических, природоохранных, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС, подготовку к преодолению вызванных ими опасностей и ликвидации их последствий с целью снижения потерь и разрушений на обьектах экономики и личного имущества граждан, а также ограничение ущерба природной среде при ЧС.
В целях сокращения материала лекции не рассматриваются такие инженерные мероприятия, как: по защите от землетрясений, селей, лавин, затоплений и подтоплений, противооползневые, противообвальные, противокарстовые меры; защиты берегов морей, озер и рек и других объектов. Особое внимание уделено радиационной и химической защитам. Другие меры выходят за рамки программы.
Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленный на уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация ЧС – это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также локализацию зон ЧС, прекращение действия поражающих факторов источников ЧС.
В целом комплес защитных мероприятий базируется на федеральных законах и иных нормативно-правовых документах и включает: правовые, организационные, экономические, инженерно-технические, природоохранные, медецинские, медико-профилактические, санитарно-гигиенические и иные защитные мероприятия.
Первый вопрос. Законодательная и нормативно-правовая база в сфере защиты населения и территорий обширна и включает федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные правовые документы.
Федеральные законы:
- Конституция РФ (ст. 41,42, 53, 58, 72 п.з.);
- «О защите населения и территорий от ЧС природного и технологического характера» от 21.12.94г. №68 – ФЗ;
- «О гражданской обороне» от 12.02.98г. № 28 – ФЗ, от 22.08.2004г. №122 –ФЗ;
- «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. №69 – ФЗ;
- «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95г. 196 – ФЗ;
- «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96г. №3 – ФЗ;
- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21.07.97г. №116 – ФЗ;
- «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.08.2003г. №17 – ФЗ и другие.
Указы президента:
- «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01.2000г. №24 и другие.
Постановления Правительства РФ:
- «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 05.11.95г. №1113, от 27.05.2005г. №335, от 03.10.2006г. №600;
- «Об утверждении Положения о классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13.09.96г. №1094, от 21.05.2007г. №304;
- «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» от 24.07.95г. №738, 2003г.;
- «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» от 02.11.2000г. №841 и другие постановления.
Россия является участником ряда международных договоров и конвенций. Отметим: Женевские конвенции 1949г и дополнительные протоколы к ним 1977г-международные конвенции о защите жертв войны (жертвы войны – человеческие потери на фронте и в тылу воюющих государств, в т.ч. люди полностью или частично потерявшие трудоспособность из-за ранения, лишившиеся крова, сироты, узники концлагерей и др.). Ж.к. включают: а) Об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях (на море); б) Об обращении с военнопленными; в) О защите гражданского населения во время войны. В 1977г. были приняты два дополнительных протокола: Протокол I – о защите жертв международных вооруженных конфликтов; Протокол II – о защите жертв вооруженных конфликтов международного характера. Гаагские конвенции (Г.к.) – 1899г. и 1907г. – о законах и обычаях войны, о гуманизации ведения войны. Международная организация гражданской обороны (МОГО) – создана на базе «Ассоциации Женевской зоны», основанной в 1931г. Ее деятельность направлена на совершенствование систем защиты и обеспечение безопасности населения и материальных ценностей при различных бедствиях. Другие международные организации: федерация обществ Красного креста и красного полумесяца; международные организации, работающие в области медицины катастроф и ЧС и др.
Обобщая содержание указанных законов, можно свести все их требования к следующим основным положениям:
1. Законами определяются общие для РФ организационные, правовые, экономические и социальные основы в области защиты населения от ЧС (любого вида опасности) и в случае войны.
2. Сформулированы главные цели законов: предупредить возникновение и развитие ЧС (любого вида опасности); снизить размеры ущерба и потерь от ЧС и во время войны; ликвидировать последствия от любой ЧС, а также от применения ССП во время войны.
3. Определены обязанности федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления по реализации данных законов, разработке соответствующих программ и планов по защите населения; созданию и подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС; обучению населения способам защиты и действий в ЧС и во время войны и др. вопросам, связанными с защитой населения и объектов.
4. Созданы органы государственного управления и органы управления во всех подчиненных инстанциях по вопросам ГО и ЧС, которые объединены в единую государственную систему по предупреждению и ликвидации последствии ЧС. Это система ГО - РСЧС.
5. Устанавливаются государственная экспертиза, надзор и контроль в соответствующих областях и сферах деятельности, а также меры ответственности за невыполнение требований законов.
6. Разъясняются права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий.
Граждане РФ имеют право: на защиту жизни и здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в любые органы индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты от ЧС; использовать индивидуальные и коллективные средства защиты и другое имущество органов власти в соответствии с планами ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в ЧС; на медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за проживание и работу в зонах ЧС; на бесплатное государственное социальное страхование; получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территории от ЧС, а также в случае потери кормильца в этой ситуации и др..
Граждане РФ обязаны: соблюдать законы в области защиты населения; соблюдать меры безопасности в быту, трудовой деятельности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину; изучать основные способы защиты населения от ЧС, приемы оказания первой медицинскойпомощи пострадавшим, правила пользования коллективными средствами защиты и СИЗ; оказывать содействие в проведении АСДНР и др..
7. Вменяется в обязанность всех органов управления соблюдение международных договоров в области защиты населения и территорий.
Второй вопрос.
В организацию защиты населения должны быть положены следующие основные положения:
1.Защита населения является общегосударственной задачей. Защите подлежит все население государства.
2. Защита населения планируется заблаговременно и в объемах, гарантирующих не превышение нормативного воздействия на него возможных поражающих факторов для расчетной ЧС и применения ССП во время войны.
3. Защитные мероприятия следует планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной опасности и для конкретной территории (района).
4. Систему защиты населения следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории на зоны вероятных ЧС по результатам анализа обстановки для данной территории и оценки возможных поражающих факторов для нее.
5. Объемы и содержание защитных мероприятий должны определяться исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения в условиях ЧС мирного и военного времени.
6. Защитные мероприятия могут быть связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являться вмешательством, влекущим за собой экономический и экологический ущерб, психологическое воздействие на население. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами:
а) комплексное использование всех способов и средств защиты;
б) защитные мероприятия должны проводиться заблаговременно или должны быть заранее подготовлены к их проведению;
в) предлагаемое вмешательство (защитные меры) должны принести населению больше пользы, чем вреда (принцип обоснованности вмешательства);
г) форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть организованы так, чтобы чистая польза от защитных мер, т.е. польза от снижения ущерба людям за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства);
д) однако, если предполагаемый ущерб здоровью людей достигает уровней, при которых возможны клинические эффекты, необходимо срочное вмешательство (меры защиты) - принцип однозначности.
7. Максимального эффекта от проведения защитных мероприятий можно достичь за счет качественного обучения всего населения способам и средствам защиты в ЧС и от ССП во время войны.
В целях защиты населения (территорий, объектов экономики) должен проводиться сложный комплекс мероприятий, направленный на предупреждение ЧС и максимальное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения. Подобные мероприятия отражаются в соответствующих планах и во всех органах РСЧС-ГО. Объем и содержание защитных мероприятий будет зависеть от экономических, природных и иных характеристик района (региона, объекта экономики), особенностей территорий и степени реальной опасности ЧС и применения ССП.
Мероприятия по защите населения планируются на основе прогноза для конкретного объекта экономики (территории, региона, и т.д.). Прогнозирование осуществляют все органы управления РСЧС. На базе прогнозирования создаются карты районирования( например, карты сейсмического районирования) или зон воздействия ожидаемых ЧС (применения ССП во время войны) - зон разрушений, заражений, загрязнений, затоплений, заносов, завалов и т.п..
Защитные мероприятия, как правило, включают ряд мероприятий, проводимых заблаговременно, т.е. до наступления ЧС, а также другие мероприятия, проводимые с возникновением ЧС и ликвидацией ее последствий. С возникновением ЧС проводится оценка фактической обстановки и прогнозирование развития ситуации. Естественно, что принятые ранее планы защиты корректируются, дополняются и приводятся в соответствие со сложившейся обстановкой.
Среди защитных мероприятий обычно выделяют:
а) Инженерно-технические мероприятия (к ним относят - проектирование, размещение, строительство и эксплуатацию объектов, особенно потенциально опасных, на основе Государственной экологической экспертизы, лицензирования, декларирования своей деятельности; строительство и поддержание в постоянной готовности к использованию средств коллективной защиты - защитных сооружений убежищ и ПРУ; инженерное оборудование территории региона с учетом характера воздействия прогнозируемой ЧС и др.);
b) Opганизационные мероприятия (планирование предупреждения и ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС-ГО - примерный план для объекта представлен в прил. 4; подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ (АСДНР); создание запасов средств индивидуальной защиты - СИЗ; проведение контроля состояния окружающей среды в местах обитания и вокруг потенциально опасных объектов; создание системы оповещения о ЧС - примерная схема оповещения представлена в прил. 5; подготовка населения к действиям в ЧС и др.);
c) Санитарно-гигиенические и медико-профилактические мероприятия (создание санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов; профилактика возможных эпидемических заболеваний, характерных для данного региона и др.).
Таким образом, среди всего комплекса защитных мероприятий можно выделить следующие:
1. Организацию надежной и действенной системы оповещения обслуживающего персонала объекта и всего населения об угрозе и возникновении ЧС и иной опасности во время войны.
2. Применение основных способов защиты населения: укрытие в защитных сооружениях; использование СИЗ; эвакуация населения (временная, частичная, полная, эвакуация детей, больных).
3. Радиационную и химическую защиту населения.
4. Организацию медицинского, материального, транспортного, санитарного, бытового и др. видов обеспечения.
5. Разведку, наблюдение и лабораторный контроль за окружающей средой и степенью ее заражения (загрязнения).
6. Обучение населения способам защиты и действиям в ЧС.
7. Проведение АСДНР в очагах поражения, вызванных ЧС и войной.
8. Обеспечение нормальной жизнедеятельности населения в ЧС (обеспечение водой, теплом, электроэнергией и др. удобствами).
9. Охрану общественного порядка (исключение паники, уголовных преступлений, мародерства, воровства и прочих антиобщественных явлений).