ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Y. Текст лекции

IV. Литература

II. Воспитательные цели

I. Учебные цели

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «История государства и права России»

по специальности 030901.65 «юриспруденция»

 

Тема № 11. Правовое положение православной церкви в Российской империи

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

 

Протокол №______

от «______» _______________ 2012 г.

 

 

Санкт-Петербург


Цель проведения данной лекции – сформировать у обучающихся представление о развитии отношений российского государства и православной церкви в XYII – первой половине XIX вв.

Формирование у обучающихся правовой культуры и чувства гордости за свое Отечество.

III. Расчет учебного времени (лекция – 2 часа)

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
Вводная часть
Основная часть Учебные вопросы:
1. Правовое положение церкви в XV—XVI вв.
2. Раскол в Русской православной церкви
3. Церковь в период петровских реформ
4. Синод как орган управления церковными делами
Заключительная часть

Основная

94. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. 2004.

95. Дрожжин В.А., Карпикова И.С., Сальников В.П. Схемы по истории государства и права. Ч.2 Л., 1989.

96. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2004.

97. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для вузов – 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристь, 2004.

98. История государства и права России. Учебник / Под. ред. Ю.П. Титова. М.. 1999.

99. История государства и права России. Ч 1:Учебник/ Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристь, 2004.

 

Дополнительная

100. Административные реформы в России XVIII – XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. М., 1990.

101. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

102. Гараджа В.И. Религоведение. М., 1996.

103. Государственные учреждения в России XVI-XVIII вв. М., 1991.

104. Ерошкин В.В. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

105. Каменский А.Б. «Под сению Екатерины…». СПб., 1992.

106. Ключевский В.О. Русская история. Полн. курс лекций. Тт. 2,3. М., 1993.

107. Омельченко О.А. Кодификация права в России в период абсолютной монархии. Вторая половина XVIII в. Учебное пособие. М., 1989.

108. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1990.

109. Развитие русского права в XV – первой половине XVIII вв. М., 1986.

110. Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской Империи. М., 1992.

111. Российское законодательство Х – ХХ вв. Тт. 4,5,6. - М., 1986, 1987, 1988.

112. Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. - Л., 1988.

113. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. Уч.пособ. - М.,1998.

114. Троицкий С.М. Россия в XVIII в. // Сборник статей и публикаций. - М., 1982.

 

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет название темы № 12 «Правовое положение православной церкви в Российской империи».

 

Цель проведения данной лекции – сформировать у обучающихся представление о развитии отношений российского государства и православной церкви в XYII – первой половине XIX вв.

 

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Правовое положение церкви в XV—XVI вв.

2. Раскол в Русской православной церкви

  1. Церковь в период петровских реформ
  2. Синод как орган управления церковными делами

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

1. Правовое положение церкви в XV—XVI вв.

 

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Взаимоотношения государства и церкви в XVI-XVII вв. были сложными, неоднократно подвер­галась изменениям её правовая регламентация.

В 1459 г. московская церковь становится автокефальной: церковный собор постановил ставить в Москве митрополита, «по велению господина нашего великого князя», без всякого участия Константинопольского патриарха. Это стало возможным после взятия столицы Византийской империи турками в 1453 г., в результате чего влияние греческого патриарха резко упало.

Через сто лет, в 1589 г. в Московском царстве учреждается своё патриаршество, что привело к росту притязаний церкви на политическую власть. В ходе реформы по централизации церковного управле­ния (1620-1626 гг.) были учреждены Патриаршие приказы: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. В 1649 г. возник Монастырский приказ.

Высшим церковным органом был Освященный собор. Все его члены входили в состав Земского собора. Духовенство как сословие обладало некоторыми привилегиями и льготами: оно освобождалось от податей, телесных наказа­ний, повинностей и др.

Система органов церковного управления включала епис­копаты, епархии, приходы и монастыри.

Епархии возглавлялись епископами. В их полномочия вхо­дили: назначение поповских старост; утверждение священни­ков, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение с разрешения государя архимандритов и игуменов; отправление святительского суда.

В каждой епархии находилось несколько приходов и мо­настырей. Во главе приходов стояли священники, назначаемые государственными чиновниками либо избираемые приходом. Монастыри возглавлялись архимандритами и игуменами.

Юрисдикция церковного суда распространялась на ду­ховенство, церковных крестьян и монашество. В церковную судебную систему входили: суды епископов, наместнические суды и монастырские суды.

В 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. С 1589 г. главным судебным органом церкви стал Суд пат­риарха. В XVII в. церковные дела рассматривали Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел.

Главными источниками церковного права были: «Кормчая книга», «Правосудье митрополичье» и «Стоглав» (1551 г.).

«Кормчая книга» представляла собой переработанный в XIII веке и приспособленный к русским условиям византийский «Номоканон» - сборник церковных и светских правил, постановлений и законов Византийской империи. «Книга» служила руководством для управления церковью, особенно церковными судами.

«Правосудье митрополичье» - юридический церковный сборник начала XIV века, содержавший несколько переработанные нормы «Устава Ярослава» и «Русской Правды».

В «Стоглаве» были собраны и систематизированы все нормы действующего церковного права. Им определялись: по­рядок богослужения, дисциплина духовенства, монашества и мирян по отношению к церковным обрядам, литургии и цер­ковной жизни, статус монастырских вотчин, юрисдикция цер­ковного суда.

Духовенство, как особое сословие, наделялось рядом привилегий и льгот: освобожде­нием от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших земле­владельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стогла­вый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была про­ведена только частичная конфискация монастырских земель в от­дельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастыр­ских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.

Вместе с тем политическая роль церкви возрастала, в 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государ­ством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней.

Церковь, в лице своих организаций, являлась субъектом земель­ной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьез­ная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церков­ных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церков­ном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным органи­зациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные прика­зы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людь­ми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в «Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем» и «Стоглаве» (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции.

Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков судили по постановлению церков­ных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.

Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был доста­точно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государствен­ных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжа­лась вплоть до начала XVIII в.