Правовое положение Украины в составе Российской империи

В 1654 году были утверждены Мартовские статьи, определившие взаимоотношения между Украиной и Россией и автономию Украины. В результате разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) к Украине перешла значительная часть земель (Киевщина, Брацлавщина, Подолье, Волынь).

В 1775 году на Украину было распространено действие Учреждения о губерниях и в том же году ликвидирована Запорожская Сечь. На основании Мартовских статей 1654 года вся территория Украины состояла из трех частей: 1) левобережной Украины, разделенной на полки: 2) слободской Украины, разделенной на пять полков; 3) Запорожской Сечи – наиболее автономной части Украины.

Формы военной организации Украины были одновременно ее государственными формами: полки и сотни стали территориальными административными единицами.

Все должностные лица трех урядов (генерального, полкового, сотенного) избирались на общих собраниях: войсковой, полковой, стенной радах.

Генеральный уряд состоял из гетмана и генеральной старшины. Высшим распорядительным органом была Войсковая и Генеральная рада, позже превратившаяся в Раду генеральной старшины.

В руках гетмана сосредоточивались функции власти и управления: он командовал войском, располагал высшей судебной властью, пересматривал решения генерального судьи. Он издавал универсалы, в которых устанавливались общие правовые нормы. Контроль за деятельностью украинских властей с 1663 года осуществлял Малороссийский приказ, в 1722 году превращенный в Малороссийскую коллегию, надзиравшую за судебными и административными органами (гетманом, генеральным судьей и войсковой Канцелярией).

В 1734 году гетманская власть была упразднена, казацкое войско поставлено под командование русского фельдмаршала, а управление Украиной передано царскому резиденту. Но уже в 1747году был издан указ о восстановлении гетманства на Украине (при Елизавете Петровне) вновь расширилась автономия Украины, в подчинение гетману была передана Запорожская Сечь.

В 1764 году (при Екатерине II) гетманство вновь упраздняется, для управления Украиной создается новая Малороссийская коллегия во главе с президентом, вводится должность Генерал-губернатора Малой России (коллегия состояла из четырех украинцев и четырех русских, должности президента и прокурора не могли занимать украинцы).

Войсковая и Генеральная рада представляли собой собрание украинских властей, верхушки городских жителей из числа шляхты и казачества. Со временем сужалась ранее неограниченная компетенция Войсковой рады: она стала созываться только для избрания гетмана и генерального уряда.

В связи с этим Войсковая рада заменяется Радой войсковой старшины, в которой участвовали войсковой старшина и полковники.

Генеральная старшина составляла генеральный уряд. В его состав входили: генеральный обозный, ведавший организацией и снабжением войска, два генеральных судьи, генеральный подскарбий, ведавший финансами, генеральный писарь, управляющий делами, генеральный хорунжий, генеральный бунчужный, два генеральных есаула. Хорунжий, бунчужный и есаулы были высшими военными чинами. При каждом из генеральных чинов действовали собственные канцелярии.

Местное управление на Украине совпадало с военным делением. После ликвидации польских органов местного управления (1686 год) полковые власти подчинили себе не только казаков, но крестьян и мещан (в городах и местечках).

Полк состоял из семи – двадцати сотен. Во главе полка стоял полковник, при нем действовала Рада полковой старшины.

Сотня возглавлялась сотником, сначала избиравшимся, затем – назначаемым полковником.

Города (наиболее крупные) управлялись магистратами во главе с войтом, состоявшими из бургомистров, радцев и лавников. При магистратах состояли чиновники: писарь, комиссар по межевым делам, городничий, возные (полицейские чины). Все должностные лица были выборными. Полицейские функции в городах выполняли десятские и сотники.

Источниками права на Украине были: нормы второго и третьего Литовских статутов, Магдебургского (городского) права. В 1728 году было принято решение создать комиссию для кодификации украинского права. Комиссия закончила работу в 1743 году и подготовленный Свод был представлен на утверждение в Сенат. Свод назывался: «Права, по которым судится малороссийский народ» и состоял из трех книг (статута Литовского, Зерцала саксонского, книги «Порядка»). Он разделялся на тридцать глав, пятьсот тридцать один артикул и тысяча семьсот шестнадцать пунктов. К Своду был присоединен перечень должностных воинских и гражданских чинов на Украине.

В 1763 году были созданы земские градские и подкоморские суды, по образцу литовских, действовавшие на основе Литовского статута. В 1783 году на Малороссию (Украину) распространяется действие Учреждения о губерниях 1775 года с соответствующей системой судов. В 1796 году (при Павле I) было восстановлено прежнее судоустройство, существовавшее до 1783 г.

 

Таким образом, в развитии формы государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванную расширением территории империи, и к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификации национальных окраин. Причем архаичные, чисто феодальные формы государственного единства (сюзеренитет–вассалитет, личная уния) сменяются свойственными буржуазному государству отношениями административной инкорпорации, унитаризма, хотя процесс этот не будет доведен до конца.

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Особенности управления Финляндским княжеством. Особенности управления Царством Польским в Российской империи.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материал.