Методика развития речи детей с нарушенным слухом

Краткое содержание лекционного материала и практических работ

Тема 3. Условия, содержание и методические приемы формирования речи в детском саду.

 

С самого начала обучения детей с нарушенным слухом речи в детском саду создаются специальные условия. Дети должны постоянно находиться в слухо-речевой среде. Это означает, что окружающие их взрослые постоянно мотивированно общаются с каждым из детей речью, побуждают детей к повторению и самостоятельному высказыванию. Создаются специальные ситуации, в которых у детей возникает потребность в речевом общении. Создание таких ситуаций для речевого общения детей со взрослыми и между собой должно осуществляться в ежедневной бытовой деятельности, во время игр, прогулок, на специально организованных занятиях. Создание слухоречевой чреды, в свою очередь, предполагает постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры.

Важным условием развития речи неслышащих детей является также постоянный контроль за речью детей с соблюдением единства требований к ней со стороны всех взрослых. Речь самих взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, иметь нормальные громкость и темп, выразительную интонацию.

Специальные занятия по развитию речи –важнейшее условие речевого развития детей со сниженным слухом. Здесь сурдопедагог закрепляет и систематизирует материал, сообщавшийся детям ранее на занятиях воспитателей, во время музыкальных занятий, прогулок, режимных моментов и т. д. Он проводит специальную работу по углублению, уточнению, расширению значений слов, формирует разные виды речевой деятельности, развивает связную речь детей и т. д.

Содержание работы по развитию речи глухих и слабослышащих детей в специальном дошкольном образовательном учреждении определяется необходимостью тесной связи всей жизнедеятельности с задачами формирования речи. В процессе всех режимных моментов – одевания, умывания, приема пищи и т.д. – постоянно проводится работа не только по овладению бытовыми действиями, но и по ознакомлению со значением соответствующего речевого материала. Многократное использование слов и фраз способствует его запоминанию и усвоению в ситуативном плане. На занятиях по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, развитию движений и др. также систематически проводится работа над формированием речи. Но особую роль играют специальные занятия сурдопедагога по развитию речи. Именно на них учитель-дефектолог закрепляет и систематизирует материал, сообщавшийся детям ранее на занятиях воспитателей и других педагогов, во время режимных моментов и т. д.

Содержание работы над речью отражено в Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1991 г.) и Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (1991 г.) под редакцией Л. П. Носковой. Учебный материал программ сгруппирован в разных разделах по темам, являющимся базовыми и «сквозными» для отработки в разные годы обучения на соответствующем возрасту детей и их речевому развитию уровне.

Эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит от используемых методов, их многообразия, соответствия возрасту и особенностям психофизиче­ского развития детей. На начальном этапе развития речи применяются приемы, направленные на формирование ре­чевой активности детей, обучение подражанию предмет­ным и речевым действиям взрослого, усвоение предметной отнесенности слов и выражений, развитие разговорной речи. Используются наблю­дение, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выпол­нение действий по подражанию педагогу и др.

Широко используются на занятиях по развитию речи при­емы не только рассматривания, но и обследования предметов. Ознаком­ление с предметами позволяет уточнить значения слов, обо­значающих его назначение, свойства и качества, внешний вид, детали предмета. В обучении речи широко используются демонстрация действий, элементы инсценирования.

Игровые приемы связаны с ис­пользованием разнообразных игрушек, чаще всего образных. Предполагается сюрпризностъ появления игрушек и пред­метов, действия, «выполняемые» игрушками, их неожидан­ные исчезновения и появления, одобрение или порицание действий детей и др. На начальном этапе обучения преобла­дают занятия с куклой. Игровые действия сопро­вождают деятельность педагога, привлекают внимание детей к ней.

Игровые приемы создают положительный эмоциональ­ный фон, способствуют формированию мотивации речи, вли­яют на активность детей, тем самым повышая результатив­ность занятий. Игровые приемы соответствуют возрастным интересам детей и поэтому находят широкое применение на занятиях.

Один из наиболее распростра­ненных методических приемов развития речи – дидактические игры. Они исполь­зуются при проведении занятий по различной тематике, обеспечивая интерес детей к теме, способствуя усвоению и запоминанию речевого материала. Подбор дидактических игр определяется целями и задачами занятия. Особенно ши­роко используются дидактические игры при проведении сло­варной работы, формировании навыков слухо-зрительного и слухового восприятия, глобального чтения. Практическая деятельность — рисование, лепка, ап­пликация, изготовление поделок способствуют закреплению и уточнению слов и выражений.

 

Основная литература

1. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

2. Программа. Обучение и воспитание глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

3. Программа. Обучение и воспитание слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Дополнительная литература

1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха /Под ред. Л. А. Головчиц. – М., 2003.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. – М., 1993.

3. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., Просвещение, 1961.

4. Учебные видеоматериалы (видеозаписи занятий по развитию речи).