Правовое положение духовенства

 

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений – на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие.

С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды.

С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи.

С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. – на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).

Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.).

Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г. лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне – около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.).

В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода их духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.

Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуля­ризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церков­ным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными дела­ми (1721).

Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее цер­кви, переводились в положение государственных.

Была восстановле­на ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архирейскими домами оставались значительные зе­мельные наделы (несколько увеличены в 1797 г.).

Большое значение в утве­рждении абсолютизма имела церковная ре­форма. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «ме­стоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидирова­но, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. В члены Синода (не менее трёх) архиереи, архимандриты и протопопы приглашались императором на определённый срок.

Фактическим главой Духовной кол­легии являлся обер-прокурор, также назначаемый императором из числа высокопоставленных светских чиновников.

Одновременно государство усилило контроль за доходами церкви, часто изымало их значительную часть для строительства флота, содержания армии, учебных заведений. Запрещалось создание новых монастырей, были установлены их штаты. Всё это вызывало недовольство значительной части духовенства.

Сторонник петровских преобразований псковский епископ Феофан Прокопович написал «Духовный регламент», утверждённый манифестом Петра I как законодательный акт. В нем обосновывалась це­рковная реформа, определялись функции Си­нода по управлению церковью. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятель­ной политической роли церкви. Она превра­щалась в составную часть бюрократического аппарата абсолютистского государства.