Государство Киево-Новгородской Руси

Содержание первого этапа обусловлено рядом характерных черт.

Князь Олег решил важные государственные задачи:

o присоединение земель ряда восточнославянских племен: древлян, северян, радимичей, тиверцев, уличей;

o введение выплаты «полюдъя» (разновидности дани, которая, помимо развитого сельского хозяйства, ремесла, торговли, составила одну из экономических основ государства).

Именно на дань и военную добычу содержали органы государствен­ного управления, дружину, ближайшее окружение князя и его «двор». Характерно, что князь Олег (по общепринятой легенде, регент при малолетнем сыне Рюрика, законном наследнике Игоре) и его дружина, состоявшая, в основном, из приильменских славян, вели себя на юге как завоеватели. Это не могло не вызвать у коренных жителей этой территории, приднепровских славян, резко отрицательного отношения к пришельцам.

Преемнику Олега, князю Игорю, многие годы пришлось подавлять сепаратистские устремления ряда племенных союзов.

Княгиня Ольга стремилась укрепить великокняжескую власть и молодую национальную государственность с помощью социально-экономических нововведений. Она:

– упорядочила размеры взимаемой дани;

– определила места ее сбора (погосты);

– впервые провела реформы в системе административного управления (заключив договоры с рядом местных племенных элит о разграничении сфер влияния).

Но при ней наметилась негативная для укрепления государства тенденция захвата общинных земель.

В этот период западноевропейские хроники стали называть Русь «Гардарика»(страна городов). Городов, по европейским меркам, было более ста. Следовательно, европейский характер государства очевиден. Кроме того, увеличивалось количество градов-замков как центров феодального землевладения.

Сын Ольги, Великий Князь Святослав укрепил государственные основы, обороноспособность страны, усовершенствовал систему управле­ния. Однако славу ему и Руси принесли многочисленные военные победы.

На втором этапе Древняя Русь достигла расцвета развития. За 35 лет правления Владимира, ставшего князем в результате военно-политического конфликта, Русь превратилась в мощную державу, в состав которой вошли земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тмутаракань, Червенские города. При нем создали приграничные города-крепости – Белгород и Переславль.

При Великом Князе Ярославе могущество государства достигло наивысшего расцвета: международное положение, экономическая мощь, сельское хозяйство. Наряду с подсечной и переложной системами земле­пользования, широко внедрялось двуполье (сочетание засеваемого поля и пара). Позже появилось трехполье (чередование полей: озимого, ярового, пара). Активно расширяли пахотные земли вырубкой лесов. Рос ассорти­мент высеваемых культур. В монастырских и княжеских хозяйствах появились культурные сады и высокопродуктивные огороды. В тот период в странах Западной Европы уровень сельского хозяйства был в целом аналогичен древнеславянскому.

Развитие ремесла укрепляло экономику. Особенно высокого профессионального уровня достигла его городская разновидность. В городах насчитывалось до 50 ремесленных специальностей, 9 из них были напрямую связаны с обработкой металла. Русское ремесло по техническому и художественному уровню стояло не ниже, а зачастую значительно выше ремесел стран Европы. Русские стальные клинки, кольчуга, золотые и серебряные изделия, резьба по кости, финифть вызывали восхищение на Западе и на Востоке.

Широкие масштабы приобрела международная торговля. Русских купцов, русские товары знали в Европе, Азии, на Ближнем Востоке. К основным экспортным товарам относились: лес, сельскохозяйственные продукты, оружие, серебро с чернью, ювелирные изделия, эмаль и т.д.

Главной тенденцией третьего периода развития древнерусской государственности стала попытка (в основном, Великого Князя Владимира Мономаха) предотвращения надвигающегося распада в экономической, социально-политической и военной областях, стремление стабилизировать положение в государстве, ликвидировать сепаратистские тенденции.

Отсюда – усиление в третьем периоде юридической силы государ­ства, развитие «Русской Правды». Первый сборник прецедентов, описавший систему наказаний в Древнерусском государстве – «Русская Правда». Порядок осуществления кровной мести регламентируется в первой редакции («Правда Ярослава Мудрого») иотсутствует уже в «Правде Ярославичей». Основа системы наказаний по «Русской Правде» – штрафы (виры), размер которых определялся, во-первых, тяжестью преступления, во-вторых, социальной принадлежностью пострадавшего: за убийство смерда или холопа взималось 5 гривен,а за княжеского тиуна – 80 гривен. В документе упоминаются вирники, взимавшие денежную виру за убийство свободного человека. Смертная казнь отсутствовала, однако часто применялась на практике. Так, в России в 1227 году в Новгороде «... изъжогша волхвов четыре». В 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, и по обвинению в «напущении болезни» сожгли 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде.

Аксиома, известная издревле, гласит:сильная государственная должна опираться на сильную армию. Вооруженные силы Новгородско-Киевской Руси известны по летописям под названиями «рать» (воинство, сила, войско), «полк». Необходимо подчеркнуть, что на характер вооруженных сил накладывали особый отпечаток раннефео­дальный характер государства и остатки родоплеменных отношений. Очевидно взаимовлияние государственных органов и вооруженных сил, состоявших из дружины, ополчения и наемников.

Дружина составляла основу армии, постоянное ядро вооруженных сил Руси, принимала участие в управлении государством: великий князь советовался с ней о войне и мире, об организации походов, о сборе дани с подвластного ему населения, о суде, других государственных делах. Дру­жинники вместе с высокопоставленными слугами и помощниками помога­ли князю управлять его домом, хозяйством, от его имени выполняли право­охранительные функции, творили суд и расправу (уголовно-исполнитель­ные функции), собирали торговые и судебные пошлины, торговали княже­скими товарами, вели дипломатические переговоры с другими странами.

Дружины были небольшими по численности, делились на два разряда:

1. Старшая дружина. Состояла из бояр, феодалов, нередко близких родственников князя, владевших ленами, челядью, своими военными отрядами. Это были ближайшие советники князя, соратники по государственному управлению, исполнители важнейших поручений. По отношению к нему несли вассальную, главным образом военную повинность. Напри­мер, в 923 году князь Игорь дал воеводе Свенельду право собирать дань с древлян «...по черной куне с дыму».

2. Младшая дружина. Состояла из рядовых воинов (детские, отроки, гридни). Набирались, зачастую, из вольных, охочих людей и составляли главную ударную силу. В мирное время являлись слугами князя, обслуживали его дворцовое хозяйство, выполняли отдельные поручения, во время войны они – воины или командиры отрядов ополчения.

Во время первых киевских князей большинство дружинников не было связано поземельными отношениями – «кормились с дани». Они, как правило, жили при дворе князя, содержались за его счет: получали стол, одежду, оружие, кольчугу, коня; имели право на долю военной добычи. С углублением феодальных отношений все большее число дружинников«садилось на землю» и превращалось в землевладельцев-собственников, относительно независимых от князя. Землю они получали в форме поместья или бенефиция (вариант Западной Европы: пожизненное владение при условии службы). Позже возникла другая форма – вотчина или лен, наследственное владение. Князь для дружинников являлся не столько господином, сколько первым среди равных. Дружинники получали по 200 гривен в год, что являлось большой суммой (боевая лошадь стоила 2-3 гривны).

К дружине (что явствует из «Русской Правды») примыкали с XI века должностные лица, представлявшие прообраз правоохранительных органов: данщики (сборщики дани), мытники (сборщики торговой пошлины «мыти»), вирники (сборщики «виры» за убийства свободных людей), пятенщики (сборщики пошлин за продажу лошадей – «пятна»), тиуны (княжеские или боярские слуги, присутствовавшие на суде).

Главный элемент вооруженных сил - ополчение (тысяча). Его собирали на время больших походов или для отражения крупномасштабных нападений внешнего врага (как правило, степных племен). В него входил сельский и городской люд. Ратники ополчения выступали в поход со своим оружием (в зависимости от материальных возможностей), служили в пехоте и в кавалерии. Города и волости снабжали их оружием, продовольст­вием, одеждой. Ополчение нередко оставалось единственной силой, спо­собной остановить врага. Так, в 1068 году половцы разгромили велико­княжескую дружину на реке Альта и прорвались к столице. Народ, силой взяв оружие, отбросил кочевников от Киева.

Часть вооруженных сил – наемники (варяги, венгры, печенеги,
половцы, чехи). В XI веке на южных рубежах Руси поселили значительные
массы кочевников, ушедших от половцев (тюрков, печенегов, берендеев;
их общее название – «черные клобуки»). Они несли пограничную службу на большой территории между реками Днепр и Рось и активно участвовали в военных походах.

Таким образом, характер, структура, в целом организация
вооруженных сил древнерусского государства фактически не
отличались от аналогичных структур западноевропейских стран, а

зачастую и превосходили их.

Киевско-Новгородская Русь (Русская земля) представляло собой совокупность земель, добровольно или силой принуждения принявших власть киевского князя Олега. По форме правления оно являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, который сидел на княжеском столе ивладел (володел) этими землями.

Функции великого князя на раннем этапе развития Древне­русского государства заключались в руководстве дружиной и ополчением и налаживании внешней торговли. Князь собирал установленные обычаем дань и повоз. В дальнейшем его властные прерогативы расширились: он назначал наместников-«волостелей» в покорённые земли, занимался законодатель­ной и судебной деятельностью, руководил переговорами с иноземными правителями и т. д.

Великокняжеский стол передавался по наследству, сна­чала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем - «отчины»: от отца к сыновьям. Взаимоотношения с другими князьями строились на ос­нове крестных грамот, в которых определялись права и обя­занности великого князя и князей-вассалов (защита послед­них, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).

При князе находился Совет, состоявший из земских бояр, «княжих мужей» и духовенства. Хотя Совет и не имел четко определенной компетенции, он вместе с князем ре­шал важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играло народное собрание - вече. В вече могли участвовать все свободные жители города и посада, примыкаю­щих поселений (слобод). К компетенции веча относились воп­росы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из земских бояр, представителей духовенства, старейшин и др.

То есть, на местах, наряду с княжеской администрацией, что характерно для Руси, существовали элементы местных самоуправлений городов и общин – выборные старейшины, «тысяча» (народное ополчение), память о которой сохранилась в чине тысяцкого (некогда его предводителя). Однако народное собрание («вече») как высшая форма управления стало пережитком уже в XI в. Все случаи его упоминания в летописях ХI-ХП вв. связаны с исключительными ситуациями, когда в результате военной угрозы, стихийных бедствий или длительного голода, власть оказывалась не способной контролировать ситуацию.

Исключение из этого правила составляют только Новгород, с его «пригородом» Псковом, и до определенной степени Полоцк, где ранний этап формирования государства под властью варяга Рогволда был аналогичен приильменскому. Здесь вече сохраняло свою власть и силу в течение столе­тий и стало со временем одним из неотъемлемых атрибутов феодальной республики.

В науке продолжаются споры о влиянии веча на княжескую власть. Одни отстаивают мнение о превосходстве вечевой власти во всех русских городах в домонгольском периоде (А.Ю. Дворниченко и др.), другие видят в вечевых собраниях лишь узкосословный орган власти (В.Т. Пашуто и др.). Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой княжеская власть была достаточно крепкой, если вече её поддерживало. И наоборот, княжеский стол начинал шататься, если князь не считался с мнением веча. Эта тенденция особенно усилилась после принятия христианства, когда на вечевых собраниях стали председательствовать церковные иерархи - архиепископы и епископы.

Третьим важным элементом государственной системы Киевской Руси была княжеская дружина. Она представляла собой группу профессиональных воинов, особо приближенных к князю. Многие из них являлись родственниками князя. Все, что составляло доходы и добычу князя, давало средства на содержание дружины, но право делить добычу между дружинниками принадлежало князю. На дружине лежал долг мести за князя, на князе - за дружинника. Этот отряд вооружённых людей, отделённый от народа, будучи личным учреждением свое­го князя, стал важнейшим элементом, превратившим родоплеменной строй общества в государство.

Княжеская дружина делилась на старшую дружину и младшую. В старшую входили «княжи мужи» или «княжи бояре», в младшую («гридь»[5]) - детские[6] и отроки[7].

По мере укрепления государства дружина становилась ору­дием управления: княжи бояре составляли Совет князя - его «думу». Например, вопрос о приня­тии христианства был решен князем по совету с боярами и старцами градскими.

В лето­писи и ряде других источников встречается название «огнищане», которое относилось к некоторым категориям приближённых к князю людей. Это понятие, видимо, относилось к человеку, который жил при «огнище княжеском», то есть к княжескому домочадцу, близкому к князю, не имеющему своего двора или дома. Огнищанином назывался только «княж муж», «княж боярин», а не гридь, не простой член дружины. За убийство огнищанина виновный платил двойную виру[8]: 80 гри­вен вместо 40, которые платили за голову прочих свободных людей.

К числу княжеских слуг, через которых осуществлялось управление всеми государственными делами, принадлежали тиуны. Согласно древним памятникам, это слово означало «приставленный к какому-либо делу»: тиун смотрел за домом, за конюшней, за судом, за сбором княжьих доходов, за принадлежащими князю селами. Тиуны мог­ли быть и у князя, и у боярина. Они были свободными, если принимали на себя эту должность с родом (что являлось исклю­чением), но чаще всего - заключали с князем «ряд»[9].

В Киевской Руси десятичная система управления, свойственная родоплеменной организации, сменилась дворцово-вотчинной системой управления. Её первым элементом стал княжеский двор, который имелся при великом князе и у местных князей, обеспечивая выполнение их основных функций. Центром княжеского двора являлся укреплённый детинец, где располагались палаты князя, дома его детских, тиунов, и помещения для дворовой прислуги. Князя, его семью и других бояр обслуживали рабы («челядь») и наёмные работники («рядовичи»). Всем хозяйством управлял приближённый к феодалу огнищанин. Дружинники составляли его вой­ско - стражу, а старосты, тиуны, ключники - административный аппарат и полицию.

Доходы княжеского двора складывались из традиционных повинностей смердов и ремесленников, дани (повоза), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и захваченной в военных походах добычи.

Вторым центром политической власти в Киевской Руси являлась боярская вотчина. Управление в ней строилось наподобие княжеского двора: боярин управлял вотчиной, выступал в качестве судьи, но был обязан своему князю военной службой и частью собираемой с населения дани. В боярской вотчине обычно имелся свой церковный приход. Киевская Русь к концу XI века оказалась разделённой на несколько десятков княжеских и боярских вотчин, владельцы которых стремились увеличить подвластные земли за счёт своих соседей.

Необходимость объединения сил перед лицом постоянных внешний нападений кочевников вынуждало князей-вотчинников проводить съезды, на которых принимались обязательные для всех решения. Так, в 1097 г. князья съехались в г. Любече «на устроение мира», где было решено, что «каждый да держит свою отчину». Это значило, что каждый князь должен владеть той землёй, которая досталась его отцу, не претендуя на новые территории. Однако этот съезд (впрочем, как и другие в дальнейшем) не предотвратил междоусобной борьбы, которая в конце концов привела к неоднократному разграблению Киева и крушению всей Киевской Руси.

В больших городах управление осуществлялось также посадниками, которых выбирало народное собрание или назначал князь. В некоторых землях управление осуществлялось княжескими на­местниками и волостелями. Представители князя обладали следующими полномочия­ми: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованьязаслужбу они имели право оставить часть собранных у населе­ния продуктов себе. Такая система местного управления получила название кормлений[10].

Органом местного крестьянского самоуправления явля­лась территориальная община - вервь. Во главе верви стоял староста, выбранный общим собранием общинников (сходом). Государство использовало вервь в фискаль­ных, полицейских и административных целях.

Обеспечение правопорядка

Судебная власть в Киевской Руси не была отделена от административной: судебных органов как особых учреждений еще не су­ществовало. Судебные функции выполняли князья, посадники, волос­тели и другие представители княжеской власти, а в боярских вотчинах - сами бояре. Однако постепенно выделяется княжеский суд, как высшая судебная инстанция по отношению к боярским судам, и церковный суд, который рассматривал дела, относящиеся к его компетенции.

После принятия христианства церковь заняла важное место в системе государственного управления. Архиепископы и епископы входили в состав княжеских и боярских советов, возглавляли вече, освящали важнейшие государственные решения. Церкви и монастыри превратились в крупных землевладельцев. Им было предоставлено право осуществлять судебные функции по отношению: к населению своих земель, ко всем категориям духовенства, к населению государства по некоторым категориям дел (дела о разводе, преступления против религии, нравственности и т. п.).

Централизованный характер сбора и распределения дани в сочетании со слабым развитием товарно-денежных отношений, когда верховная власть выступала основным "распределителем благ", способствовал тому, что на Руси при первых Рюриковичах феодальная аристократия не стремилась обособиться от правителя на местах, как это происходило в западной Европе. Она сконцентрировалась в городах при княжеском дворе. То есть господствовала преимущественно коллективная форма феодальной собственности. Речь не идет о древнейших местных династиях, чьи владения подчинялись великому князю напрямую. Начало феодальной раздробленности носило, в основном, патримониальный (родовой, наследственный) характер.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: 1. Особенности государственного устройства Киевской Руси. 2. Русская Правда – древнейший свод законов русского государства.

2. Доработать конспект.