Государственность скифов, готов и хазар

Из числа исчезнувших народов большой след в истории Восточной Европы оставили скифы и сарматы, отно­сившиеся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов.

Древнейшим населением Северного Причерноморья и южно-русских степей являлись киммерийцы, чьи племена были вытеснены в Малую Азию пришедшими в X – YII вв. до н.э. из Заволжья скифами, создавшими в Северном Причерноморье мощный племенной союз.

Как отмечает О.И. Чистяков, важное место в истории занимают скифы и их государственность. В то же время скудность источников вызывает многочисленные споры, касающиеся истории различных народов, населявших территорию вокруг Черного и Азовского морей.

Еще русский историк В.О. Ключевский упоминал, что «древние греческие и римские писатели сообщают нам о южной степной России ряд известий, неодинаково достоверных, полученных ими через посредство греческих колоний по северным берегам Черного моря, от купцов или по личным наблюдениям.

До нашей эры разные кочевые народы, приходившие из Азии, господствовали здесь один за другим, некогда киммериане, потом при Геродоте скифы, позднее, во времена римского владычества, сарматы. Около начала нашей эры смена пришельцев учащается, номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее...»

«Южная Россия служила для этих азиатских проходцев временной стоянкой, на которой они готовились сыграть ту или другую европейскую роль, пробравшись к нижнему Дунаю или перевалив за Карпаты. Эти народы, цепью прошедшие на протяжении веков по южно-русским степям, оставили здесь после себя бесчисленные курганы, которыми усеяны обширные пространства между Днестром и Кубанью…

Некоторые народы, подолгу заживавшиеся в припонтийских степях, например, скифы, входили через здешние колонии в довольно тесное соприкосновение с античной культурой. Вблизи греческих колоний появлялось смешанное эллино-скифское поселение. Скифские цари строили дворцы в греческих городах, скифская знать ездила в самую Грецию учиться; в скифских курганах находят вещи высокохудожественной работы греческих мастеров, служившие обстановкой скифских жилищ».

Разложение первобытнообщинных отноше­ний обозначилось у скифов (они называли себя «сколотами») вполне явно уже в VI в. до н. э. Ими была одержана победа над причерноморскими пле­менами киммерийцев и совершён ряд похо­дов на Балканский полуостров, в Малую Азию и Закавказье.На западе скифы доходи­ли до земель лужицких славян (близ совре­менного Берлина).

О богатстве скифских вождей VI в. до н. э. свидетельствует огромный курган близ станицы Ульской на Кубани, где при погребении «царя» были убиты рабы и около 500 коней. В скифских «царских» курганах находят множество золота, что также свиде­тельствует о далеко зашедшем процессе имущественного расслоения.

Восточнее р. Днепр жили скифские кочевые племена, западнее - скифы-земледельцы. Господствующим среди причерноморских ко­чевых племен было племя царских скифов, кочевавшее между Днепром и Нижним До­ном. Они создавали укрепленные городища близ Днепровских порогов и насыпали богатые курганы на могилах своих вождей.

На обширной территории скифских поселений в разных местах складывались союзы племен и рабовладельческие государства по типу Восточных деспотий. Более прочным было Скифское царство, сложившееся около III в. до н. э. с центром в Крыму. Раскопки в окре­стностях Симферополя открыли его столицу - город Неаполь, с мощ­ными каменными стенами и богатыми гробницами. Были также обнаружены боль­шие зернохранилища, что говорило о развитом земледелии. Сохранилось имя одного из скифских царей: его звали Скилур. В его царство входили как земледельческие, так и скотоводческие племена, получили развитие и различные ремёсла.

О праве скифских государств известно мало - они не имели письменности. Но, по оставшимся описаниям древнегреческих и римских историков их обрядов и быта, можно предположить, что главными его источниками были древние обычаи, религиозные предписания и запреты, а также повеления царей, власть которых была весьма обширна.

Скифские племена не были совершенно стерты с лица земли бурными событиями, сопровождавшими кризис рабовладения. Часть их была, очевидно, ассимилирована славянами. В русском народном искусстве прослеживаются связи со скифским искусством. Но взгляд на скифов как на прямых предков славян считается оши­бочным. Остатки скифских племен впоследствии слились со славянами.

Во II в. до н. э. сарматские племена, стоявшие по уровню своего общественного развития ниже скифов[2], начинают совершать походы с восточных территорий (Алтай, Южный Урал) на Запад. Обрушиваясь как на скифов, так и на города Северного Причерноморья, они грабили их, а оставшихся жителей заставляли платить дань. Первоначально жившие от реки Тобол до реки Волги, сарматы вытеснили в III в н.э. скифов в Крым, которые окончательно были разгромлены пришедшими из Южной Прибалтики германскими племенами готов.