Рабовладельческое государство в Афинах

Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в веде­нии отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособ­ленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепив­шая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключи­тельное право на замещение должностей. Большую часть населе­ния составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ре­месленников — демиургов. Значительную часть населения состав­ляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались полити­ческими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собст­венные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).

Указанные преобразования являлись первыми шагами к созда­нию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

Архонты и ареопаг. Следующим шагом к образованию госу­дарства было уничтожение власти базилевса (племенной вождь) в ее прежнем значе­нии и учреждение новой должности — архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н. э. еже­годно стали избирать 9 архонтов. Один из них — первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым ар­хонтом, исполнял жреческие, а также судебные функции по рели­гиозным делам. К третьему архонту — полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли глав­ным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в арео­паг — высший государственный совет, заменивший совет старей­шин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и кон­тролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, это были аристократические учреждения.

Позднее, с образованием флота, страна была разбита на не­большие территориальные округа — наукрарии, из которых каж­дая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе наукрарии стоял притан. Таким образом, происходит деление на­селения по территориальному признаку и возникает новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

Итак, архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядка. К VII в. до н. э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Народное соб­рание сколько-нибудь заметной роли не играло. Все важнейшие вопросы решали коллегия архонтов и ареопаг. Лучшие и большие наделы земли были сосредоточены в руках аристократии. Многие крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев. Об­щество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было немало людей состоятельных: богатых судовладельцев, собственников ремесленных мастерских, торговцев, банкиров. Лишенные политических прав, они начинают борьбу за участие в управлении. Это приводит к нарушению обще­ственного мира, и, когда беспорядки заходят слишком далеко, на­значается тиран, обладающий всей полнотой власти. Так, в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими законами. Запись Драконтом обычного права свидетельствует об уступке со стороны аристократии, использовав­шей неписаное право в своих интересах.

К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он про­исходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхож­дению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали на него свои надежды.

Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, кото­рых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь за­прещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства про­исходило уже не за счет сокращения числа свободных членов об­щества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к даль­нейшему обезземеливанию бедноты.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучше­ние материального положения демоса: был разрешен вывоз олив­кового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цен­зовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхож­дения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).

Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокуп­ности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разря­ду — пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 ме­димнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени раз­деление общества.

Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предос­тавлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не мог­ли быть избраны. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в го­сударственную казну. Феты от налога были освобождены.

Солон сохранил деление афинского общества на четыре пле­мени — филы и создал на базе этого деления новый государст­венный орган — Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого пле­мени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсужде­ния Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления. Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало за­коны. В его работе могли принимать участие все взрослые афин­ские граждане. Солон сохранил ареопаг — оплот родовой аристо­кратии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.

Большое значение имело создание Солоном поистине демокра­тического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяж­ных, членами которого могли быть граждане всех четырех разря­дов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

По мнению современников, реформы Солона носили половин­чатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».

Сегодня, оценивая реформы Солона, нужно отметить их важ­ную роль в становлении Афинского демократического государства.

 

4. Афинское государство в V в. до н. э.

 

Афинский морской союз. Пятый век до н. э. начался гре­ко-персидскими войнами. Империя Ахеменидов, самое крупное и сильное государство того времени, угрожала самому существо­ванию греческих полисов. Большое значение для победы над пер­сами и превращения Афин в морскую державу сыграли морская и финансовая реформы архонта Фемистокла. Во времена его правления (в начале V в. до н. э.) был получен большой доход от серебряных рудников. Обычно эти средства распределялись ме­жду гражданами. Фемистокл предложил эти деньги передать госу­дарству для постройки кораблей. Так было положено начало афинскому бюджету и крупному военному флоту.

Победа над персами стала возможна также благодаря объеди­нению греческих полисов. Представители ряда греческих городов на острове Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Делами Союза управлял совет из представителей всех городов — членов Союза. Весьма скоро обозначилось главенство Афин в этом Союзе, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.

Постепенно участие других городов в делах Союза ограничи­лось внесением определенного взноса. Эти средства передавались афинянам, которые формировали сухопутное войско и флот. Афи­няне одержали над персами ряд блестящих побед, что усилило их мощь и обеспечило ведущую роль в Союзе. Афины поддержи­вали демократические порядки и в союзных полисах. В городах, входивших в Афинский морской союз, существовали одинаковые системы государственного управления.

В 454 г. до н. э. отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна, хранившаяся прежде на острове Далос, была перенесена в Афины и стала частью собственно афинской казны. Афины стали тратить союзнические деньги на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников, последние, по сути дела превратились в подданных Афин. Некоторые члены Союза высту­пали против гегемонии Афин, но эти восстания были подавлены.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, положивший конец греко-персидским войнам. Таким образом, Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было объединение не только военно-политическое, но и экономическое, в частности, в рамках Союза успешно развивалась торговля.

В 412 г. до н. э. ряд городов вышел из Афинского морского союза. Чтобы не допустить его полного распада, Афины приняли ряд мер: некоторые города получили автономию, был отменен обя­зательный взнос в общую казну, но это ненадолго продлило жизнь Союза. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело к пре­кращению существования Первого Афинского морского союза.

Пелопоннесская война, определившая внутриполитическое раз­витие Греции во второй половине V в. до н. э.,— это война двух союзов: Афинского морского и Пелопоннесского, возглавляемого Спартой. Если Афины были символом демократии, то Спарта оли­цетворяла господство аристократии. Разногласия между двумя крупнейшими греческими государствами касались и экономиче­ских, и политических, и социальных проблем. Пелопоннесская война, одна из самых кровопролитных войн на греческой земле, завершилась победой Спарты. Это обеспечило ее гегемонию среди греческих государств. С целью противостояния Спарте в 378 г. до н. э. был создан Второй Афинский морской союз. Члены этого Союза сохраняли свою автономию и на добровольных началах де­лали взносы в общую казну. Органом управления Союза являлось собрание, в котором каждый город имел один голос. Штаб-квар­тира собрания была в Афинах. Афины взяли на себя обязательст­во не вмешиваться во внутренние дела союзников. Таким образом, новый Союз был построен на началах равенства.

В 60—50-е гг. IV в. до н. э. Второй Афинский морской союз стал крупной политической силой в Греции, но Афины вновь пред­приняли попытку возродить свое господство в Союзе. Это приве­ло к Союзнической войне, и все попытки Афин подавить восста­ния своих союзников потерпели неудачу. Второй Афинский мор­ской союз распался.

Реформы Фемистокла, Эфиальта, Перикла по дальнейшей демократизации Афинского государства. В начале V в. до н. э. по предложению Фемистокла, стоявшего во главе демократическо­го движения, прямые выборы коллегии архонтов были заменены жеребьевкой. Право быть избранными в архонты получили всад­ники. Зевгиты были допущены к этой должности в 457 г. до н. э. Данная реформа была связана с возвышением в период войн кол­легии стратегов. Значение коллегии архонтов было принижено, она утратила свой аристократический характер.

Единственным привилегированным органом оставался ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, и Народное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народ­ного собрания было передано гелиэе, право контроля за должност­ными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

Эфиальт изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл.При Перикле происходит более четкое разделение полномо­чий: Народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осуществляют Совет пятисот и магистраты, су­дебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оп­лачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена плата судьям, а затем и другим должностным ли­цам. Это новшество открывало дорогу для участия в государствен­ном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оп­тимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.

Перикл много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных. Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом порто­вое население. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это пар­тия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.