Вопрос 2.

Методология науки и курса Истории

государства и права зарубежных стран.

 

Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий истори­ческого прошлого. Оно предполагает концептуальное и те­оретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных науч­ных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологичес­ких приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы раз­вития государства и права. Отказ от монистически-матери­алистического взгляда на историю и методологический плю­рализм характерны и для общественных наук в современ­ной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхож­дение и последующую эволюцию государства и права, на­чиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными. теориями, рассматривающими историю государ­ства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пяти-членной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к ши­рокому использованию в отечественной науке понятия «цивилизация», которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.

При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.

Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда об­ществ, например восточных, что и привело к безогово­рочному признанию не только их социально-экономичес­кой и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций — Запада и Востока.

Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение прин­ципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, «азиатской», системой производственных отношений, сопряжен­ной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим вли­янием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.

В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное зна­чение имеет использование и следующих основных методов Метод (от греч. methxodos - путь) - способ исследования, планомерный путь научного познания и установ-ления истины, подход к изученным явлениям; вообще - прием, способ или образ действия.:

• исторического;

• сравнительно-исторического;

• системно-структурного;

• статистического.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем измене­ния с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государ­ственно-правовые явления изучаются путем:

• синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показате­лями других однотипных и одновременных явлений;

• диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Эти методы используют следующие научные приемы:

• аналогию;

• экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определен­ных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отно­шениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть грани­цы будущего, то есть, предоставляют возможность научного прогнози­рования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элемен­тов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качествен­ных сторон исторического процесса.

При исследовании его количест­венных сторон наука использует статистический метод. Он помогает от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие: стороны процесса.