Тема 5. Российская империя в 18 в.
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. В начале царствования Петра I продолжали существовать органы власти и управления XVII в. Возникали новые приказы Преображенский, Приказ военных дел, но Боярская дума постепенно оттеснялась на второй план и вскоре практически перестала существовать.
С 1708 г. Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника — Боярской думы. Члены Сената назначались царем. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената, был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока государева». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».
Никак не соответствовала новым условиям и задачам и приказная система, сложившаяся в условиях «самодержавия с Боярской думой». Возникшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своим масштабам, характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системы приказов в 1717—1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Коммерц-, Мануфактур- и Берг- коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позднее, — дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано большое число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых также были четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись непосредственно Сенату, другие — Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. — подчинялись одной из коллегий.
В 1708—1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своими размерами мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густо населенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которыхжила почти половина всего населения страны. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный дворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей власти на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
Церковная реформа. Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Адриан, иПетр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных светских чиновников.
Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан Прокопович написал «Духовный регламент», изданный как законодательный акт. В нем обосновывалась церковная реформа, определялись функции Синода по управлению церковью. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье - бюрократического аппарата абсолютистского государства.
Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
В первой четверти XVIII в. происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируются поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Некоторые виды полурегулярных войск, таких, как украинское, запорожское, донское, терское, яицкое и сибирское казачество, сохраняются, но их роль в составе вооруженных сил страны падает. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716 г. и Морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр I.
Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий. Устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. Созданная в XVIII в. первоклассная русская артиллерия сыграла огромную роль в успехах русской армии под Полтавой, при Гангуте, Ларге, Рымнике, штурме Измаила и др. В армии в первой четверти XVIII в. было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.
В начале XVIII в. впервые в историй России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.
Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами по сравнению с дворянским ополчением, стрелецкими и другими полурегулярными полками России и западноевропейскими армиями, состоявшими из наемников.
Сущность рекрутской системы сводилась к следующему. Ежегодно все податное население страны было обязано с определенного числа душ (формально с 500, а в ряде случаев - с 300, 200 и даже со 100) отдавать одного рекрута. Отданный в рекруты, его жена и дети, родившиеся во время пожизненной службы рекрута, уже не принадлежали к прежнему сословию. Солдатских детей отдавали в солдатские школы, готовившие для армии унтер-офицеров.
Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но, как говорилось выше, для него была обязательна военная или гражданская служба. Постепенно складывался порядок службы дворян в армии. Дворянский недоросль начинал службу солдатом в гвардейских полках, игравших роль своеобразных офицерских школ. Через некоторое время он получал чин сержанта гвардии, что при переводе в армию давало офицерский чин. Таким образом, офицерский корпус комплектовался почти целиком из дворян.
Главным содержанием реформ в области культуры было создание светской школы.
Перестройка органов власти иуправления. Крестьянская война под предводительством Пугачева показала, что существующая структура органов власти и управления на местах неспособна предотвратить разрастание крестьянских волнений и угрозу новой крестьянской войны. Уже 7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний» — один из важнейших законодательных актов XVIII в., основные положения которого действовали до буржуазных реформ XIX в., а многие из них сохраняли силу до Октябрьской революции. В административном отношении страна разделялась на 50 губерний с примерно равным количеством населения в каждой — 200—300 тыс. душ мужского пола. Провинции упразднялись, и каждая губерния делилась на 10—12 уездов по 20-30 тыс. душ мужского пола. Все губернии и уезды получали одинаковые учреждения с одинаковым штатом чиновников. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором и ему непосредственно подчинявшийся. Губернские учреждения впервые были основаны на разделении административных, судебных и финансовых функций. В принципе отделение судебных функций от административных было характерно для буржуазного строя, но в данном случае буржуазная форма структуры органов управления использовалась для укрепления крепостнических порядков в стране.
Главным учреждением в губернии являлось губернское правление, возглавляемое губернатором. Ему принадлежала вся полнота исполнительной власти, контроль за деятельностью всех учреждений и должностных лиц губерний, практическое осуществление указов и распоряжений правительства, обеспечение «тишины и порядка» в губернии. В этих целях губернатору были подчинены все воинские части и команды, находившиеся на территории губернии.
Всеми финансовыми вопросами (сбором податей, таможенных, кабацких и других сборов, налогов и платежей, их расходованием и т. д.) ведала Казенная палата, возглавляемая помощником губернатора — вице-губернатором.
Третьим губернским учреждением был Приказ общественного призрения, призванный ведать школами, больницами, богодельнями, приютами, смирительными домами и тюрьмами. Но в отличие от других губернских учреждений Приказ общественного призрения не получил ни твердых штатов, ни необходимых средств для выполнения своих функций и должен был существовать за счет штрафов и добровольных пожертвований, большинство которых расходовалось на тюрьмы.
По структуре и функциям уездные учреждения мало отличались от губернских, но комплектовались иначе. Фактически вся исполнительная власть в уезде передавалась сословной организации дворянства — уездному дворянскому собранию. Оно избирало уездного предводителя дворянства, оказывавшего огромное влияние на действия уездных властей. Дворяне уезда из своей среды избирали на 3 года капитана-исправника и заседателей нижнего земского суда, функции и обязанности которых в уезде соответствовали функциям губернатора и губернского правления в губернии.
Город выделялся в особую административную единицу, но исполнительная власть в нем поручалась не выборным городским магистратам, а городничему, назначавшемуся правительством, как правило из отставных офицеров - дворян.
В 1782 г. в городах была создана управа благочиния, возглавляемая в уездных городах городничим, а в губернских - полицмейстером. Кроме того, город делился на части в 200-700 домов, а части - на кварталы по 50-100 домов. В каждую часть назначался частный пристав, а в квартал - квартальный надзиратель. Таким образом, законодательные акты 1755 - 1782 гг. не только полностью ставили город под власть дворянства, но и создавали в нем разветвленную систему полицейского сыска и надзора, призванную обеспечить незыблемость этой власти.
Укрепление роли сословных организаций дворянства в уездах, учреждение должностей городничих, создание управ благочиния — все это было направлено на укрепление сословного строя. Еще резче это проявилось в судебных органах, образованных в соответствии с «Учреждением для управления губерний» по строго сословному принципу. Уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии — для дворян; городовой и губернский магистраты — для горожан; нижняя и верхняя расправы — для государственные крестьян. Право суда над духовными лицами предоставлялось архиереям и учреждавшимся при них губернским консисториям. Военнослужащих и солдатских детей судили военные суды и Военная коллегия. Право судить и наказывать помещичьих крестьян «Учреждение для управления губерний» предоставляло дворянам.
Построив судебную систему на строго сословном принципе самодержавие обеспечило господствующее положение во всех судах дворян. В дворецких судах заседателями могли быть только дворяне, но они же могли быть заседателями и в магистратах, и в расправах. Судьи, прокуроры, асессоры, стряпчие во всех судах не избирались, а назначались правительством из дворян. Дворянами были и все должностные лица апелляционных палат уголовного и гражданского суда в губернии.
Таким образом, система сословных судов сохраняла средневековую сословную структуру общества, сословное неполноправие и бесправие основной массы населения и укрепляла господствующее положение дворянства.
Жалованные грамоты дворянству и городам.Десять лет спустя, в апреле 1785 г., были изданы жалованные грамоты дворянству и городам, окончательно оформившие сословный строй самодержавно-крепостнической России. Законодательное оформление средневекового сословного строя происходило в то время, когда в Западной Европе под ударами буржуазных революций сословия рушились. Жалованные грамоты полностью действовали до буржуазных реформ XIX в , а часть их — даже до Октябрьской революции.
«Жалованная грамота дворянству» законодательно закрепила и оформила все сословные права и привилегии, полученные дворянами к этому времени: монопольное право собственности на крестьян и землю, свободу от подушной подати, телесных наказаний, рекрутской повинности, право торговли и заведения мануфактур, право уходить в любое время в отставку. Грамота распространила создание сословных дворянских собраний на губернию и обеспечила их влияние не только на уездные, но и на губернские органы власти, управления и суда. Наконец, грамота включила в состав российского дворянства прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину Украины, Дона, украинских и белорусских помещиков и т. д. Это означало окончательное оформление и консолидацию господствующего класса — сословия дворян.
Иной характер носила «Жалованная грамота городам». Она закрепляла сословную структуру населения города, делила население на 6 сословных категорий и расширяла права лишь одной из них — гильдейского купечества. Сохранение и законодательное закрепление средневековой цеховой организации ремесленников в условиях возникновения и развития капиталистической мануфактуры носили реакционный характер. Большая часть городского населения была отнесена к категории ремесленников и мещан, которые оставались неполноправными и мало отличались по своему положению от государственных крестьян.
Согласно грамоте в городах создавались общесословные органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума. Все функции первой сводились к тому, что она собиралась раз в три года и выбирала городского голову. Шестигласная дума, называвшаяся так потому, что в ее состав входило по одному представителю от каждой из категорий городского населения, в принципе являлась исполнительным органом городского самоуправления. Но в действительности вся реальная власть в городе оставалась в руках городничего, управы благочиния, полицмейстера. На долю городской думы оставались лишь второстепенные вопросы благоустройства, санитарного состояния, да и их они могли решать только с согласия и под контролем уездных и губернских властей.
Содержание «Жалованной грамоты городам» отражает не только ее крепостническую суть, но и крайнюю слабость нарождавшейся русской буржуазии, которая к этому времени еще не вышла из рамок средневекового сословия. Об этом свидетельствовали и наказы городов в Уложенную комиссию 1767-1768 гг., в которых отсутствовали требования об уничтожении или ограничении крепостного права и привилегий дворян, являвшихся главным препятствием для развития капиталистических отношений. Напротив, в них содержалось требование предоставить купечеству право владеть землей и крепостными и некоторые другие права дворян. Вместо выдвижения буржуазного Принципа свободы торговли и промышленности наказы требовали превращения их, а также ремесла в сословную привилегию купцов и цеховых ремесленников.
Однако интересы крепостнического государства и класса дворянства вынудили самодержавие в последней четверти XVIII в. осуществить ряд мероприятий и издать законодательные акты, содействовавшие развитию торговли и промышленности, расширявшие права и возможности населения города. Так, указом 1775 г. крупное купечество освобождалось от подушной подати, а год спустя - и от рекрутской повинности. С 1775 г. разрешалось беспрепятственное заведение всякого рода промышленных станов.
Основные органы императорского самодержавия были сформированы в ходе реформ Екатерины II и с небольшими изменениями сохранились до Первой русской революции 1905 года.
Тайный Приказ, созданный в 17 веке был, реорганизован в Собственную Канцелярию его императорского величества.