Тема 5. Российская империя в 18 в.

В первой четверти XVIII в. был осуще­ствлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных орга­нов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего цен­трализованного аппарата абсолютизма. В на­чале царствования Петра I продолжали суще­ствовать органы власти и управления XVII в. Возникали новые приказы Преобра­женский, Приказ военных дел, но Боярская дума посте­пенно оттеснялась на второй план и вскоре практически перестала существовать.

С 1708 г. Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. В результате к концу первой четве­рти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполни­тельной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодатель­ными функциями. Он принципиально отли­чался от своего предшественника — Боярской думы. Члены Сената назначались царем. В по­рядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената, был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правитель­ственных учреждений. Генерал-прокурор до­лжен был выполнять функции «ока государе­ва». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правитель­ственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учре­ждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».

Никак не соответствовала новым услови­ям и задачам и приказная система, сложивша­яся в условиях «самодержавия с Боярской думой». Возникшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Си­бирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своим масштабам, характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717—1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчиня­лась Сенату. Главными считались три колле­гии: Иностранная, Военная и Адмиралтей­ство. В компетенцию Коммерц-, Мануфактур- и Берг- коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление дохо­дов, сбор податей, налогов, пошлин, пра­вильность расходования учреждениями отпу­щенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчин­ная, учрежденная несколько позднее, — дво­рянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Кроме коллегий было создано большое число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых также были четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая слу­жбой и производством в чины дворян; Пре­ображенский приказ и Тайная канцелярия ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись непосредственно Сенату, другие — Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. — по­дчинялись одной из коллегий.

В 1708—1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, разли­чавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своими размерами мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густо населенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Туль­ской и Ярославской областей, на которыхжила почти половина всего населения страны. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный дворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей власти на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недоволь­ство.

Церковная реформа. Важную роль в утве­рждении абсолютизма играла церковная ре­форма. В 1700 г. умер патриарх Адриан, иПетр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «ме­стоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидирова­но, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой Духовной кол­легии являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных светских чиновников.

Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан Прокопович написал «Духовный регламент», изданный как зако­нодательный акт. В нем обосновывалась це­рковная реформа, определялись функции Си­нода по управлению церковью. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятель­ной политической роли церкви. Она превра­щалась в составную часть чиновничье - бюрократического аппарата абсолютистского государства.

Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значи­тельную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

В первой четверти XVIII в. происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируются поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Некоторые виды полурегу­лярных войск, таких, как украинское, запо­рожское, донское, терское, яицкое и сибир­ское казачество, сохраняются, но их роль в составе вооруженных сил страны падает. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с едино­образным штатом, обмундированием, воору­жением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716 г. и Морской уставы 1720 г., в разработке кото­рых участвовал Петр I.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артилле­рийских орудий. Устаревшая разнокалибе­рная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. Созданная в XVIII в. первоклас­сная русская артиллерия сыграла огромную роль в успехах русской армии под Полтавой, при Гангуте, Ларге, Рымнике, штурме Изма­ила и др. В армии в первой четверти XVIII в. было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале XVIII в. впервые в историй России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строи­тельство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших обра­зцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их компле­ктования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными пре­имуществами по сравнению с дворянским ополчением, стрелецкими и другими полу­регулярными полками России и западно­европейскими армиями, состоявшими из наемников.

Сущность рекрутской системы сводилась к следующему. Ежегодно все податное насе­ление страны было обязано с определенного числа душ (формально с 500, а в ряде случаев - с 300, 200 и даже со 100) отдавать одного рекрута. Отданный в рекруты, его жена и дети, родившиеся во время пожизнен­ной службы рекрута, уже не принадлежали к прежнему сословию. Солдатских детей отда­вали в солдатские школы, готовившие для армии унтер-офицеров.

Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но, как говорилось выше, для него была обязательна военная или граждан­ская служба. Постепенно складывался порядок службы дворян в армии. Дворянский недоросль начинал службу солдатом в гвардейских полках, игравших роль своеобра­зных офицерских школ. Через некоторое время он получал чин сержанта гвардии, что при переводе в армию давало офицерский чин. Таким образом, офицерский корпус компле­ктовался почти целиком из дворян.

Главным содержанием реформ в области культуры было создание светской школы.

Перестройка органов власти иуправле­ния. Крестьянская война под предводительством Пугачева показала, что суще­ствующая структура органов власти и уп­равления на местах неспособна предотвра­тить разрастание крестьянских волнений и уг­розу новой крестьянской войны. Уже 7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управ­ления губерний» — один из важнейших зако­нодательных актов XVIII в., основные поло­жения которого действовали до буржуазных реформ XIX в., а многие из них сохраняли си­лу до Октябрьской революции. В администра­тивном отношении страна разделялась на 50 губерний с примерно равным количеством населения в каждой — 200—300 тыс. душ муж­ского пола. Провинции упразднялись, и каждая губерния делилась на 10—12 уездов по 20-30 тыс. душ мужского пола. Все губернии и уезды получали одинаковые учреждения с одинаковым штатом чиновников. Во гла­ве губернии стоял губернатор, назначаемый императором и ему непосредственно под­чинявшийся. Губернские учреждения впер­вые были основаны на разделении админи­стративных, судебных и финансовых фун­кций. В принципе отделение судебных фун­кций от административных было характерно для буржуазного строя, но в данном случае буржуазная форма структуры органов управ­ления использовалась для укрепления кре­постнических порядков в стране.

Главным учреждением в губернии явля­лось губернское правление, возглавляемое губернатором. Ему принадлежала вся полно­та исполнительной власти, контроль за дея­тельностью всех учреждений и должностных лиц губерний, практическое осуществление указов и распоряжений правительства, обе­спечение «тишины и порядка» в губернии. В этих целях губернатору были подчинены все воинские части и команды, находившиеся на территории губернии.

Всеми финансовыми вопросами (сбором податей, таможенных, кабацких и других сборов, налогов и платежей, их расходова­нием и т. д.) ведала Казенная палата, возгла­вляемая помощником губернатора — вице-губернатором.

Третьим губернским учреждением был Приказ общественного призрения, призван­ный ведать школами, больницами, богодельнями, приютами, смирительными домами и тюрьмами. Но в отличие от других губерн­ских учреждений Приказ общественного призрения не получил ни твердых штатов, ни необходимых средств для выполнения своих функций и должен был существовать за счет штрафов и добровольных пожертвований, большинство которых расходовалось на тюрьмы.

По структуре и функциям уездные учреждения мало отличались от губернских, но комплектовались иначе. Фактически вся исполнительная власть в уезде передавалась сословной организации дворянства — уездно­му дворянскому собранию. Оно избирало уездного предводителя дворянства, оказы­вавшего огромное влияние на действия уездных властей. Дворяне уезда из своей среды избирали на 3 года капитана-исправника и заседателей нижнего земского суда, функции и обязанности которых в уезде соответствовали функциям губернатора и губернского правления в губернии.

Город выделялся в особую администра­тивную единицу, но исполнительная власть в нем поручалась не выборным городским магистратам, а городничему, назначавшемуся правительством, как правило из отставных офицеров - дворян.

В 1782 г. в городах была создана управа благочиния, возглавляемая в уездных городах городничим, а в губерн­ских - полицмейстером. Кроме того, город делился на части в 200-700 домов, а части - на кварталы по 50-100 домов. В каждую часть назначался частный пристав, а в квартал - квартальный надзиратель. Таким образом, законодательные акты 1755 - 1782 гг. не только полностью ставили город под власть дворянства, но и создавали в нем разветвленную систему полицейского сыска и надзора, призванную обеспечить незыбле­мость этой власти.

Укрепление роли сословных организаций дворянства в уездах, учреждение должностей городничих, создание управ благочиния — все это было направлено на укрепление со­словного строя. Еще резче это проявилось в судебных органах, образованных в соответствии с «Учреждением для управления губерний» по строго сословному принципу. Уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии — для дворян; городовой и губернский магистраты — для горожан; нижняя и верхняя расправы — для государственные крестьян. Право суда над духовными лицами предоставлялось архиереям и учреждавшимся при них губернским консисториям. Воен­нослужащих и солдатских детей судили военные суды и Военная коллегия. Право судить и наказывать помещичьих крестьян «Учреждение для управления губерний» пре­доставляло дворянам.

Построив судебную систему на строго сословном принципе самодержавие обеспечило господствующее положение во всех судах дворян. В дворецких судах заседателями могли быть только дворяне, но они же могли быть заседателями и в магистратах, и в расправах. Судьи, прокуроры, асессоры, стряпчие во всех судах не избирались, а назначались правительством из дворян. Дворянами были и все должно­стные лица апелляционных палат уголовного и гражданского суда в губернии.

Таким образом, система сословных судов сохраняла средневековую сословную структу­ру общества, сословное неполноправие и бес­правие основной массы населения и укрепляла господствующее положение дворянства.

Жалованные грамоты дворянству и горо­дам.Десять лет спустя, в апреле 1785 г., были изданы жалованные грамоты дворянству и городам, окончательно оформившие сослов­ный строй самодержавно-крепостнической России. Законодательное оформление средне­векового сословного строя происходило в то время, когда в Западной Европе под ударами буржуазных революций сословия рушились. Жалованные грамоты полностью действова­ли до буржуазных реформ XIX в , а часть их — даже до Октябрьской революции.

«Жалованная грамота дворянству» зако­нодательно закрепила и оформила все сос­ловные права и привилегии, полученные дворянами к этому времени: монопольное право собственности на крестьян и землю, свободу от подушной подати, телесных нака­заний, рекрутской повинности, право торго­вли и заведения мануфактур, право уходить в любое время в отставку. Грамота распро­странила создание сословных дворянских со­браний на губернию и обеспечила их влияние не только на уездные, но и на губернские органы власти, управления и суда. Наконец, грамота включила в состав российского дво­рянства прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину Украины, Дона, украинских и белорусских помещиков и т. д. Это означало окончательное оформление и консолидацию господствующего класса — сословия дворян.

Иной характер носила «Жалованная грамота городам». Она закрепляла сосло­вную структуру населения города, делила на­селение на 6 сословных категорий и расширя­ла права лишь одной из них — гильдейского купечества. Сохранение и законодательное закрепление средневековой цеховой организа­ции ремесленников в условиях возникновения и развития капиталистической мануфактуры носили реакционный характер. Большая часть городского населения была отнесена к катего­рии ремесленников и мещан, которые оставались неполноправными и мало отличались по своему положению от государственных кре­стьян.

Согласно грамоте в городах создавались общесословные органы городского самоуп­равления: общая городская дума и шестигласная дума. Все функции первой сводились к тому, что она собиралась раз в три года и выбирала городского голову. Шестигласная дума, называвшаяся так потому, что в ее состав входило по одному представителю от каждой из категорий городского населения, в принципе являлась исполнительным органом городского самоуправления. Но в действи­тельности вся реальная власть в городе оставалась в руках городничего, управы бла­гочиния, полицмейстера. На долю городской думы оставались лишь второстепенные во­просы благоустройства, санитарного состоя­ния, да и их они могли решать только с согласия и под контролем уездных и губерн­ских властей.

Содержание «Жалованной грамоты горо­дам» отражает не только ее крепостническую суть, но и крайнюю слабость нарождавшейся русской буржуазии, которая к этому времени еще не вышла из рамок средневекового сословия. Об этом свидетельствовали и нака­зы городов в Уложенную комиссию 1767-1768 гг., в которых отсутствовали тре­бования об уничтожении или ограничении крепостного права и привилегий дворян, являвшихся главным препятствием для разви­тия капиталистических отношений. Напро­тив, в них содержалось требование предоста­вить купечеству право владеть землей и кре­постными и некоторые другие права дворян. Вместо выдвижения буржуазного Принципа свободы торговли и промышленности нака­зы требовали превращения их, а также ре­месла в сословную привилегию купцов и цеховых ремесленников.

Однако интересы крепостнического госу­дарства и класса дворянства вынудили само­державие в последней четверти XVIII в. осу­ществить ряд мероприятий и издать законо­дательные акты, содействовавшие развитию торговли и промышленности, расширявшие права и возможности населения города. Так, указом 1775 г. крупное купечество освобожда­лось от подушной подати, а год спустя - и от рекрутской повинности. С 1775 г. разреша­лось беспрепятственное заведение всякого рода промышленных станов.

Основные органы императорского самодержавия были сформированы в ходе реформ Екатерины II и с небольшими изменениями сохранились до Первой русской революции 1905 года.

Тайный Приказ, созданный в 17 веке был, реорганизован в Собственную Канцелярию его императорского величества.