Сущность и структура методологической культуры педагога

Понятие методологической культуры

ЛЕКЦИЯ № 8. Методологическая культура педагога

 

Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.

 

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.

 

1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

 

2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.

 

3. Методическая рефлексия.

 

Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.

 

Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры педагога, т. е. создание нового педагогического опыта, в котором нет действия по шаблону. Таким образом, только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.

 

Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип. Для выработки нового принципа нужно определить следующие компоненты.

 

1. Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием.

 

2. Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие.

 

3. Возрастные особенности учащихся.

 

4. Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.

 

5. Предмет, являющийся объектом изучения.

 

6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.

 

В этих условиях формирования и становления методологической культуры педагога выше сложность работы исследователя, по сравнению с тем, когда он определяет какой-либо отдельный педагогический прием. Следовательно, появляется цепочка и зависимость, когда новые педагогические разработки предполагают новый уровень методологической культуры педагога, более высокий. В свою очередь, возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры.

 

Определение уровней методологии влияет и на определение уровней методологической культуры, которые соответствуют ей. Выделяются такие уровни методологической культуры:

 

1) педагогический;

 

2) общенаучный;

 

3) философский.

 

Только овладев указанными уровнями культуры, педагог может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.