ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС

8 ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

 

Время возникновения европейской письменности и литературы.

 

Эпическая поэзия:

- Героический эпос Гомера;

- Дидактический эпос Гесиода.

 

Количество знаний греческого общества достигло такого объема, что человеческая память не в силах вместить их. Появляется стихосложение, ритмическое оформление рассказов. Греческая поэзия рифмы не знала.

Между событием, описываемым в эпической поэзии, и возникновение собственно произведения об этом событии должно пройти 4 века.

 

Песнь о Нибелунгах

 

В 8-ом веке греки жили еще при родо-племенном устройстве

очень низкий уровень культуры

социальное разделение труда находится на очень низком уровне

 

Эпические поэмы зафиксировали строго определенный период в истории, когда еще нет образца, когда литература создается заново, поэтому поэмы Гомера остаются непревзойденными

В основу поэм Гомера легли мифы о Троянской войне

На одном из пиршеств по случаю свадьбы титаниды Фемиды с одним из царей собрались все олимпийские боги. Не была приглашена только богиня раздора и ссор - она ужасно разозлилась и решила отомстить. Она подкинула на стол пирующим золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей" - и три богини - Гера, Афина и Афродита - стали спорить из-за него. Зевс направил решить их спор к Парису – юноше, сыну Приама – царя Трои, живущего среди пастухов. Гера обещала Парису могущество, Афина сулила богатство, а Афродита пообещала Парису самую прекрасную женщину в мире. Парис присудил яблоко Афродите, и Афродита научила его, как похитить Елену – жену царя Менелая. Парис похитил Елену и сокровища Менелая и стал править Троей. менелай собрал войско и пришел мстить.

Конец 13 – начало 12 вв. до н.э.

 

Кровопролитная война происходила между греческими племенами, ассимилировавшими крито-микенскую культуру.

Миф, несмотря на многие фантастические детали, сохраняет очень многие реальные черты:

- бронзовое оружие;

- боевые колесницы;

- мебель, посуда, атрибуты

- шлем из клыков вепря (его нашли в гробнице в XIX веке)

- кубок Нестора

 

Эпоха централизованной власти

имена кораблей

Эпос Гомера сохраняет в точности все черты крито-микенской и греческой культуры.

одежда

прически

обычай сжигать трупы

Большую роль играют развернутые метафоры

ахейцы и данайцы

Троянцев Гомер называет варварами, ахейцы же показаны цивилизованными

Гомер говорит, что греки, пришедшие под стены Трои, ведут справедливую войну

Война, которая в истории была грабительской, превращена в эпосе в войну за справедливость, за нравственные принципы, в возмездие за поругание святых законов гостеприимства, нарушенных Парисом.

Гомер повествует о 52 днях на 10й год троянской войны.

 

Гнев Ахилла – главная тема гомеровского эпоса.

Каждый герой эпоса очень индивидуален, отличен, и благодаря этому Гомеру удается создать поистине национальный шедевр.

Бог Аполлон, разгневанный поступком Агамемнона, который отказался отдать дочь жреца Аполлона отцу за выкуп, насылает на войско мор. Агамемнон отдает дочь жреца, но в гневе похищает рабыню Ахиллеса, доставшуюся ему по праву. Ахиллес хватается за меч, но останавливает сам себя, чтобы не лишать войско великого предводителя Агамемнона. Этот небольшой эпизод стал основой для целого эпоса.

Гомер описывает в основном батальные сцены.

 

Ахиллес

Центральная фигура эпоса. Он силен, “богонравен”, быстроног. Он безумно кровожаден – он совершенно чужд гуманности, он убивает людей тысячами, не щадя даже самых немощных. Индивидуализм и обостренное самолюбие – главные черты Ахиллеса. Его интересует только свое “я”. Он бросает ахейское войско, удалившись в свою палатку, в обиде на Агамемнона. Он вступает в бой только после смерти лучшего друга Патрокла, мстя за его смерть. Гомер строит образ Ахиллеса на контрастах: равнодушие и дикая страсть, кровожадность зверя и детская сентиментальность.

Ахиллес отдает трупы погибших царевичу Гектору, равным с ним силой, но превосходящим его по уровню развития: он гуманен, он альтруис, он постоянно жертвует собой.

Гомер считает, что те, кто защищает свое отечество, больше правы, чем те, кто грабит чужое государство.

 

[глобальный пропуск]

 

28.11.01 г.

 

Трагедии Софокла (496-406 г. до н.э.).

 

Софокл - младший современник Эсхилла, достигший некоего пика в развитии греческой драмы.

Век Перикла; пик расцвета афинской демократии.

Перикл был выдающимся вождем; Афины стоят во главе целой группы государств.

 

За счет Афинского Морского Союза Афины богатеют на глазах, строят самые лучшие корабли и казна растет за счет налогов на них.

 

Перикл вводит крупные законы; направляет деньги на благоустройство гос-ва; создает непреодолимую по тем временам крепость; украшает город - храмы, театры, ансамбль Парфенона, славящий греческую изобразительную культуру.

 

Храм невелик по размерам, но соединяет все, что можно было создать великого в греческом искусстве, гармоничен человеческой личности, возвышает ее.

Иктин и Калликрат - архитекторы. Парфенон органично возвышается на горе. Удивительные геометрические решения. Украшал мастер Фидий => статуя Зевсу Олимпийскому, рельефы, удивительная процессия, центральная статуя Девы Афины. Еще несколько храмов - Эретейон (поддерживающие своды девушки).

 

В Храме Афин также находилась сокровищница государства.

Построен из чистого мрамора и стоил огромных денег.

Афины при Перикле становятся центром цивилизации.

Расцвет софистики и зарождения риторики (Горгий и Со);

Центр философии (Аристотель, Платон).

Научные школы: Геродот (отец истории); Гиппократ; самые знаменитые люди.

 

Время НЕ для слабых мужчин.

Жесточайшие военные действия, время жестоких судеб, политические столкновения.

Осуждение друзей Перикла. Трудности на пути демократии в отношениях со всех Грецией.

Афины посещает и чума.

 

Отражение всех этих проблем в литературе, история вливается в мифологическую и религиозную традицию.

 

Софокл отражает демократию в период проявления ростков кризиса:

- разрушение нравственной основы полиса - КОЛЛЕКТИВИЗМА - из-за социальной раздробленности; из-за денег; из-за политических успехов.

Софокл - человек кризиса полиса. Намерен средствами театра спасти государство, нравственность, демократию.

Для укрепления полиса Софокс спускается "с небес на землю" и изображает ЧЕЛОВЕКА.

Ставит проблему ответственности человека, награжденного властью, за свои поступки.

Софокл говорил о конкретике человека, образце, идеале, "таким, каким он должен быть".

Разрабатывает глубины человеческого характера; антитеза, противопоставление характеров; индивидуальные черты человека (в отличие от Эсхилла).

 

Софокл вводит 3-его героя; отказывается от трилогического принципа. Каждая трагедия - единое целое.

 

Более развитая техника написания трагедии:

- пролог (Софокл делает его обязательным);

- ретардация (замедление действия);

- перипетия (перемена действия к лучшему). Некая надежда на благополучную развязку;

- трагическая ирония; знание зрителем мифа и его развязки;

- живописные декорации;

- женские характеры; детально показывает типы женщин.

 

<Трагедия - об уже произошедшем>

 

"ЭДИП-ЦАРЬ"

 

Фиванский цикл мифов, тема родового проклятия.

 

Если совершено преступление, оно должно быть отмщено; и до этого времени будут наказаны ВСЕ потомки преступника, их будет преследовать рок.

Миф об Эдипе был жесточайшим повествование о попытке избежать предначертанного.

 

Убийца отца и муж матери - первенец.

Его приказано было убить (проколоты щиколотки ног). Пастух пожалел его и просто оставил в лесу, его подобрали другие пастухи. Царь сделал своим сыном ребенка с опухшими ногами.

Эдип решил узнать, кто его родители, и узнал собственную судьбу в Дельфийском Оракуле. Он ушел из Коринфа в Фивы, где его встретил Сфинкс. В Фивы Эдип явился как победитель Сфинкса; ему предлагают руку и сердце Иокасты - царицы Фив.

Эдип правит автономно, автократично, но справедливо. Он любящий супруг, отец 4-х детей, достойный человек.

Старейшины просят Эдипа спасти город от чумы.

Креонт, брат Иокастры, говорит, что чума прекратится после изгнания убийцы царя Лая.

 

 

Трагедия Софокла - это узнавание Эдипом трагедии собственной жизни; стремление к прощению; вопрос о правильном выборе человека, нареченного властью; Эдип - олицетворение царя Перикла.

Антитеза зрячего Эдипа (который не знает своей судьбы) и слепца Тирессия (знает все, но не желает сказать правду Эдипу).

 

[Лекция Ратькиной, опять – пропуск]

 

Дидактический эпос Гесиода.

 

Отличие дидактического эпоса от героического:

1. Он имеет наставительный, поучительный характер.

2. Трудно определить, кто творил раньше - Гомер или Гесиод. Гесиод жил в Беотии, у него много далийских и эолических слов. Гомер писал на ионическом диалекте, он создавал свои произведения в передней Азии. Гесиод отражал более поздний этап развития общества. Гомер отражает ранний период - рабы это только иноплеменники. В период написания поэм Гесиода идет сильное расслоение общества.

 

Мифология у Гомера существует в нерасчлененном виде; он верит в богов.

У Гесиода мифология превращена в мораль, она служит для того, чтобы проводить генеалогию знатных людей (они произошли от богов и героев). Гесиод полемизирует с Гомером; он считает поэмы Гомера сказкой. Гесиод, исходя из этого, живет уже после Гомера, на рубеже 8-7 вв. до н.э. Поэмы Гомера не подписаны; они безымянны. Гесиод же ставит свое имя и даже рассказывает свою биографию. Беотия - самая плодородная земля в Греции; ее населяли простые необразованные крестьяне.

Брат Гесиода Перс отобрал у него наследство, но он сумел разбогатеть. В один прекрасный день Перс обратился к Гесиоду за помощью. Вот тут Гесиод и разражается своим знаменитым трудом "Труды и дни" - 4 части.

 

I часть носит философский характер.

Размышление о социальных отношениях {в этот момент в Греции появляются деньги}, о распаде греческих родов.

В Греции существует два вида борьбы: соревнования (агонистика помогает развитию человека) и злая распря (породила бедных, угнетение, эксплуатацию, моральное разложение).

 

Гесиод - обличитель, разоблачитель нового времени. Он ищет причину распада Греции - и обличает царей дароядцев.

 

Миф о Пандорре;

Миф о пяти веках человеческой истории.

 

Золотой и серебряный века - идеальный мир.

Медный век - война.

Героический век - троянская и фивская войны.

Железный век - современность, голод и нищета; глупость, невежество, несправедливость.

 

"Железный век" - распространенная поэтическая метафора.

Попытка осмыслить исторический процесс.

"Дело каждого человека - творить добро и справедливость".

 

Принципы, на которых должно строиться человеческое общество:

- мир;

- правда, честность, справедливость;

- добродетель;

- труд (обеспечивает благосостояние, здоровье, спокойствие человека; он дает ему повод для гордости, поэтому труд не *позорит*, позорна только праздность).

 

Литературная басня.

Учебник по с/х трудам; с/х календарь, приметы и т.д. - руковосдство, КАК надо трудиться.

Астрономия.

 

II часть - повествование о личной жизни поэта. Поучение брату Персу. Руководство по ведению с/х.

 

III часть - руководство по мореплаванию (по опыту отца-купца).

 

IV часть - советы бытового характера.

{советы прижимистого крестьянина}

 

Перу Гесиода принадлежат еще две поэмы:

"Теогония"

"Каталог женщин"

 

Хетто-курицкий миф

 

Гесиод утверждает, что поколение богов-олимпийцев во главе с Зевсом должно даровать людям справедливость.

Гесиод рассказывает о том, как его посетили музы.

 

"Каталог женщин" - сокровищница греческой мифологии. Поэма о смертных женщинах, матерях героев, возлюбленных богов.

Пафосный стиль, высокопарность. Огромный вклад в сохранение греческой мифологии.

 

Отличия дидактического эпоса от героического эпоса:

- характер изложения:

дидактический эпос - труд;

героический эпос - войны, ристалища.

- поэзия Гесиода отражает современную ему реальность;

- дидактический эпос имеет откровенно поучительный характер;

- художественные особенности: отбор фактов, лаконичность стиля;

- личный характер поэм Гесиода.

 

Общие черты героического и дидактического эпоса:

- гекзаметр;

- обе поэмы предназначались для чтения вслух.

 

Дидактический эпос - это новая ступень в развитии литературы. Он охватывает обширную область человеческих знаний; опыта; наставления трудиться и т.д. У Гесиода было очень много последователей и подражателей.

 

Киклический (циклический) греческий эпос.

 

Возник в конце гомеровской эпози как подражание Гомеру и Гесиоду. Сохранился ряд поэм неизвестных авторов. Циклы ("киклы") - поэты местного значения. Мифологии излагались последовательно, в хронологическом порядке. Он ниже к художественным достоинствам, чем поэмы Гомера и Гесиода.

 

Поэма "Война лягушек и мышей" - пародия на поэмы Гомера.