Эволюция электронной коммерции

Идея электронного обмена данными (EDI, electronic data interchange) возникла еще в 60-х годах прошлого века с появлением больших ЭВМ и частных компьютерных сетей. Но такой способ ведения дел был доступен лишь финансовым учреждениям и крупным корпорациям. Высокая стоимость EDI-технологий делала их недоступной для небольших предприятий. Интернет, снизив издержки на электронные транзакции, стал весьма демократичной инфокоммуникационной средой, Он позволил освоить новые технологии электронной коммерции фирмам разного уровня и даже частным лицам.

Во всем мире неуклонно возрастает внимание к электронной коммерции, ориентированной на массового потребителя (модель B2C), и на обслуживание самого бизнеса (модель B2B). Кроме того, по мере реализации концепции "электронного правительства" будет расширяться электронный обмен между правительством, гражданами и бизнесом (модели G2C и G2B).

У малого бизнеса появляется возможность интегрировать на цифровой основе деловую информацию, компьютерное делопроизводство и Интернет. Низкая стоимость электронных транзакций позволяет получать прибыль при небольшом денежном обороте. Успех зависит от того, насколько верно будет определена и эффективно освоена ниша рынка, образуемая пользователями Интернета. Следует также учитывать, что по прогнозу технология ведения электронного бизнеса может стать прорывной к 2010 году и во многом определить лицо всего бизнеса. Но для этого должна быть создана соответствующая инфокоммуникационная инфраструктура с унифицированными средствами обмена деловой информацией (о нынешнем состоянии унификации языка обмена.

На начальном этапе освоения Интернета участники электронной коммерции видели в этом средстве лишь возможность оперативного распространения информации. Можно выделить четыре важных этапа освоения интернет-пространства предприятиями.

1. Создание статичных фирменных веб-страниц с жестко структурированным содержанием, обеспечивающих только односторонний поток информации. Этот процесс был похож на распространение рекламно-информационных материалов, только с помощью новой технологии.

2. Появление интерактивных веб-сайтов. При этом пришли в движение информационные потоки между страницами. Активно использовалась электронная почта, функция "вопрос-ответ". Навигация по сайту усложнялась.

3. Использование веб-сайта в качестве нового канала продаж. Интерактивная связь покупателей и продавцов обеспечивала новые сведения о клиентах. Менялись временные и пространственные рамки торговли. В любой точке Земли, где был Интернет, покупатель мог просматривать каталоги магазинов, описание продуктов, делать закупки, пользуясь веб-пространством.

4. Переход к использованию веб-технологий на всем протяжении ценовой цепочки. Это означало, прежде всего, наличие электронных платежей и развитие технологии доставки электронных продуктов по сети. Описанные особенности развития электронной коммерции от статичного к динамичному содержанию и развитию связи с клиентами, поставщиками и дистрибьюторами позволяют говорить о конвергенции бизнес-информации и электронной коммерции. Эксперты назвали это явление информационным ураганом. "Информационный ураган - это результат конвергенции, изменения происходят от реактивной к интерактивной, от структурированной к неструктурированной бизнес-информации и от сегодняшнего дня к ориентации на перспективы". У "информационного урагана" можно выделить три составляющих:

- индивидуализация - информация адресуется каждому клиенту и представляется таким образом, чтобы последний мог взаимодействовать с ней;

- интеллектуальность - анализ и корреляция информации помогают компаниям правильно реагировать на события в бизнесе и требования рынка;

- интегрированность - использование комбинации внутренней информации из хранилища данных с информацией из внешних источников, чтобы дать полную картину бизнеса.