Структура и назначение внебюджетных фондов
Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Фонд социального страхования РФ
Пенсионный Фонд РФ
Структура и назначение внебюджет-ных фондов
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах отдельных категорий граждан, отдельных отраслей народного хозяйства, отдельных территорий
Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов гос.власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением
Количество и перечень специальных фондов не были постоянными, одни открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно.
По срокам действия специальные фонды подразделяются на
* постоянные
* временные (прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач)
По принадлежности различают
* государственные,
* местные
* межгосударственные фонды (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ)
По целям выделяют
* социальные фонды,
* фонды личного и имущественного страхования,
* экономические,
* кредитные,
* научно-исследовательские,
* инвестиционные,
* экологические,
* военно-политические фонды.
Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению.
Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.
Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения в 1991 г. С
Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением.
Одновременно с социальными были созданы иные внебюджетные фонды, в основном экономического характера.
Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет.
При этом сохраняется определенная автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформируются в целевые бюджетные фонды.
Источники формирования ресурсов специальных внебюджетных фондов следующие:
* обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, устанавливаемые налоговым законодательством для того или иного фонда);
* другие доходы:
-- бюджетные средства;
-- добровольные поступления.
-- капитализация части временно свободных средств (покупка ценных бумаг, инвестиции).
Основным источником доходов гос.социальных внебюджетных фондов выступает единый социальный налог.
Плательщиками его выступают работодатели: юридические и физические лица, производящие выплаты гражданам, ИП и адвокаты.
Объект налогообложения – вознаграждения физ.лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, либо доходы от предпринимательской деятельности граждан.
Ставки ЕСН дифференцированы по регрессионной шкале в зависимости от размера выплат, а также предусмотрены различные ставки для отдельных налогоплательщиков.
ЕСН зачисляется в доходы федерального бюджета (часть его затем направляется в бюджет ПФ на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы гос.внебюджетных фондов.
Распределение налога между фед.бюджетом и гос.внебюджетными фондами предусмотрено существующей шкалой ставок.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят:
* Пенсионный фонд РФ,
* Фонд социального страхования РФ,
* Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
Социальные внебюджетные фонды— самостоятельные финансово-кредитные учреждения.
Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.
Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством.
Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.