Структура и назначение внебюджетных фондов

Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Фонд социального страхования РФ

Пенсионный Фонд РФ

Структура и назначение внебюджет-ных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах отдельных категорий граждан, отдельных отраслей народного хозяйства, отдельных территорий

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов гос.власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением

Количество и перечень специальных фондов не были постоянными, одни открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно.

По срокам действия специальные фонды подразделяются на

* постоянные

* временные (прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач)

По принадлежности различают

* государственные,

* местные

* межгосударственные фонды (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ)

По целям выделяют

* социальные фонды,

* фонды личного и имущественного страхования,

* экономические,

* кредитные,

* научно-исследовательские,

* инвестиционные,

* экологические,

* военно-политические фонды.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению.

Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения в 1991 г. С

Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением.

Одновременно с социальными были созданы иные внебюджетные фонды, в основном экономического характера.

Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет.

При этом сохраняется определенная автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформируются в целевые бюджетные фонды.

Источники формирования ресурсов специальных внебюджетных фондов следующие:

* обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, устанавливаемые налоговым законодательством для того или иного фонда);

* другие доходы:

-- бюджетные средства;

-- добровольные поступления.

-- капитализация части временно свободных средств (покупка ценных бумаг, инвестиции).

Основным источником доходов гос.социальных внебюджетных фондов выступает единый социальный налог.

Плательщиками его выступают работодатели: юридические и физические лица, производящие выплаты гражданам, ИП и адвокаты.

Объект налогообложения – вознаграждения физ.лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, либо доходы от предпринимательской деятельности граждан.

Ставки ЕСН дифференцированы по регрессионной шкале в зависимости от размера выплат, а также предусмотрены различные ставки для отдельных налогоплательщиков.

ЕСН зачисляется в доходы федерального бюджета (часть его затем направляется в бюджет ПФ на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы гос.внебюджетных фондов.

Распределение налога между фед.бюджетом и гос.внебюджетными фондами предусмотрено существующей шкалой ставок.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят:

* Пенсионный фонд РФ,

* Фонд социального страхования РФ,

* Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Социальные внебюджетные фонды— самостоятельные финансово-кредитные учреждения.

Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.

Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством.

Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.