Аудит основных средств

Цель аудита основных средств, а также нематериальных активов, заключается в составлении обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о них, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации.

При этом аудит проводится в соответствии с Законом об аудите и ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности»

В ходе проверки основных средств, если планом аудита не предусмотрено иное, аудиторы могут рассмотреть и связанные с ними области учета и статьи отчетности: расходы на ремонт основных средств, доходы от сдачи основных средств в аренду и расходы на аренду основных средств, доходы и расходы, возникающие при выбытии основных средств, незавершенное строительство, обязательства по налогу имущество.

Теоретические аспекты аудита основных средств и нематериальных активов могут быть представлены в виде общей схемы, включающей несколько этапов.

1. Определение цели и задач аудиторской проверки.

2. Планирование и разработка рабочей программы аудита.

3. Составление аудиторского заключения.

4. Разработка рекомендаций и предложений по оптимизации учета.

Для достижения цели аудитору необходимо:

· оценить систему внутреннего контроля организации-клиента;

· определить методы проверки;

· разработать программу аудиторских процедур по существу.

Для разработки эффективного подхода к аудиту основных средств и нематериальных активов на стадии планирования производится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется непосредственно в ходе проверки. Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля и созданию условий для него), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен:

· проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением основных средств и нематериальных активов;

· осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности. Изучить утвержденные графики и схемы документооборота;

· провести анализ соответствия применяемой формы учета;

· проверить наличие регистров налогового учета;

· установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.

Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудитор может применить тестирование. Некоторые тесты целесообразно выделить в отдельные блоки ( например, правильность расчета амортизационных отчислений).

При планировании аудита прежде всего составляется рабочая программа, в которой содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о ее правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей.

В программу аудита целесообразно включать следующие контрольные процедуры:

* проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам и нематериальным активам;

* оценку сохранности и проверку наличия (инвентаризацию или ее результаты);

* проверку документального оформления;

* проверку правильности формирования первоначальной (восстановительной) стоимости;

*проверку обоснованности и размера начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;

*проверку операций с основными средствами в рамках заключительных договоров лизинга;

* анализ и обобщение результатов аудита.

Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:

- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств; приказ об учетной политике организации; регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации; первичные документы по отражению операций по основным средствам; бухгалтерская отчетность.

Операции с основными средствами можно укрупнено объединить в три группы:

· приобретение (получении);

· процесс эксплуатации ( начисление амортизации);

· выбытие (списание)

Типичные ошибки:

· несвоевременное оприходование основных средств;

· неправильное определение первоначальной стоимости объектов основных средств. Что приводит к завышению (занижению) амортизационных отчислений и искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество;

· реконструкция (модернизация) основных средств отражена в качестве их ремонта;

· начисление износа по полностью амортизированным объектам основных средств;

· отсутствие дефектных актов и смет на проведение капитального ремонта;

· некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по поступлению и выбытию основных средств;

· неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств;

· формальное проведение инвентаризации основных средств;

· переоценка объектов основных средств без наличия документов, подтверждающих реальность рыночных цен;

· неначисление амортизации в случае получения организацией убытка, приводящее к искажению финансового результата организации;

· начисление амортизации один раз в квартал (нарушается принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности и искажается финансовый результат по месяцам;

· начисление амортизации по объектам, стоимость которых полностью самортизирована;

· неточности в определении сроков начала и окончания начисления амортизационных отчислений;

· несоответствие договора на капитальный ремонт основных средств и первичных документов;

· не соблюдение порядка документирования хозяйственных операций с основными средствами;

· неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств и др.