Назначение фюзеляжа и требования к нему

Лекция 9

Фюзеляж самолета предназначендля размещения экипажа, оборудова­ния и целевой нагрузки. В фюзеляже может размещаться топливо, шасси, двигатели. Яв­ляясь строительной основой конструкции самолета, он объединяет в силовом отношении в одно целое все его части.

Относительная (по отношению к массе самолета) масса фюзеляжа = 0,08...0,15.

Основным требованием к фюзеляжуявляется выполнение им своего функцио­нального назначения в соответствии с назначением самолета и условиями его использо­вания при наименьшей массе конструкции фюзеляжа. Выполнение этого требования до­стигается:

выбором таких внешних форм и значений параметров фюзеляжа, при которых получа­ются его минимальное лобовое сопротивление и наибольшие полезные объемы при опре­делившихся габаритах;

использованием несущих фюзеляжей, создающих значительную (до 40 %) подъемную силу в интегральных схемах самолета. Это позволяет уменьшить площадь крыла и снизить его массу;

рациональным использованием полезных объемов за счет повышения плотности ком­поновки, а также за счет более компактного размещения грузов вблизи ЦМ. Последнее способствует уменьшению массовых моментов инерции и улучшению характеристик ма­невренности, а сужение диапазона изменения центровок при различных вариантах за­грузки, выгорании топлива, расходе боеприпасов обеспечивает большую стабильность ха­рактеристик устойчивости и управляемости самолета;

согласованием силовой схемы фюзеляжа с силовыми схемами присоединенных к нему агрегатов. При этом необходимо обеспечить: надежное крепление, передачу и уравнове­шивание нагрузок от силовых элементов крыла, оперения, шасси, силовой установки на силовых элементах фюзеляжа; восприятие массовых сил от целевой нагрузки, оборудо­вания и от конструкции фюзеляжа, а также от аэродинамической нагрузки, действующей на фюзеляж, и нагрузки от избыточного давления в гермокабине.

Должно быть обеспечено удобство подходов к различным агрегатам, размещенным в фюзеляже, для их осмотра и ремонта; удобства входа и выхода экипажа и пассажиров, выбро­са десантников и вооружения, удобство погрузки, швартовки и выгрузки предназначенных для перевозки грузов. Пассажирам и экипажу должны быть представлены необходимые жизнен­ные условия и определенный уровень комфорта при полете на большой высоте и возможность быстрого и безопасного аварийного покидания самолета, экипажу — хороший обзор.

К основным требованиям (как и для остальных агрегатов самолета) относится обеспе­чение достаточных прочности и жесткости конструкции фюзеляжа при минимальной ее массе, высокой технологичности конструкции, а для военных самолетов — еще и высокой боевой живучести.