Малогерманская историческая школа.

План

Позитивистская историография

 

  1. Возникновение и сущность позитивизма
  2. Сильные и слабые стороны позитивистской историографии
  3. Английский позитивизм
  4. Историческая наука Франции
  5. Немецкая историография

Литература:

· Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990

· Бокль Г. История цивилизации в Англии. В 2-х т. М., 2003

· Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1981

· Далин В.М. Историки Франции. М., 1981

 

Понятия и ведущие идеи:

Позитивизм. О.Конт. Г.Спенсер. Теория факторов. Социал-дарвинизм. Закон эволюции. Органическая теория общества. Г.Т.Бокль. И.Тэн. А Олар. Малогерманская историческая школа. Великогерманское направление. Культурно-исторический синтез К.Лампрехта.

 

  1. Возникновение и сущность позитивизма.

Вторая половина 19 века – время бурного прогресса капитализма. Во Франции, Германии, США завершается промышленная революция, обостряется борьба между различными социальными группами общества, возникают политические партии. Быстрыми темпами развивается историческая наука. Марксистская материалистическая философия не стала главной в методологии исторической науки. Большую популярность приобрел позитивизм.

Родоначальником позитивизма стал французский ученый-естественник, философ, социолог Огюст Конт(1798-1857). Главный его труд – «Курс позитивной философии» - создавался в 1830-1842 гг.

До 1830-х годов в учениях об обществе господствовал спекулятивный (умозрительный) метод. В исторических сочинениях имело место мелочное фактоописательство, история объяснялась произвольными действиями отдельных лиц, законы исторического развития не были установлены. Математику Конту такое положение претило и он подверг его резкой критике.

Конт считал, что общественная наука должная устанавливать и описывать точные, «положительные» факты. Отсюда термин – позитивистская философия. На основе и подобно естественным наукам он пытался создать позитивную, точную науку об обществе, стремился выяснить законы развития общества подобно законам математики, физики, биологии.

Один из его постулатов гласил, что общество – прямое продолжение природы и потому общественные законы должны быть аналогичны законам естественных наук, в частности, биологии. Как в биологии различают анатомию и физиологию, так, по Конту, в социологии надо различать статику и динамику: статика изучает строение общественного организма и условия его существования на данном этапе, динамика – функционирование общественного организма, его развитие или эволюцию – именно эволюцию, т.к. развитие общества Конт рассматривал как плавное движение без конфликтов и скачков от примитивного состояния к более сложным формам.

Конт разработал плюралистическую «теорию факторов», согласно которой исследователь должен заниматься всеми равнозначными и одновременно действующими факторами, выясняя влияние на исторический процесс личностей и плотности населения, климата и хозяйства и т.п. ( в реальности, однако, происходил крен в сторону какого-либо одного фактора –возникли школы: социал-дарвинизма, неомальтузианства, социальной психологии, экономического материализма и другие.

По Конту, в основе трех стадий, которые прошло человечество, лежит развитие разума. Это теологический век, метафизический век, век позитивизма. Век позитивизма – апогей общественного прогресса, когда господствуют положительные знания и когда наука стала фактором, организующим общественный строй. Классовые антагонизмы отрицаются.

Возникнув в 1830-х – начале 1840-х гг., позитивизм получил широкое распространение и занял во второй пол. 19 в. господствующее место в науке Франции, Англии, России, США. Не преобладал он лишь в Германии.

 

  1. Сильные и слабые стороны позитивистской историографии

Включив экономику в «теорию факторов», позитивизм способствовал повороту внимания к социально-экономической проблематике. Позитивисты исходили из прогрессивного развития общества и из необходимости открытия закономерностей общественного развития. Они внесли значительный вклад в дальнейшую разработку методики источниковедческого анализа, в частности, статистического и сравнительно-исторического методов.

С точки зрения марксизма, недостатками позитивизма стали:

    • Экономика не базовый, а лишь один из факторов развития исторического процесса;
    • Позитивизм – разновидность субъективного идеализма;
    • Эволюционность исторического развития;
    • Отрицание классовой природы государства
    • Враждебность марксизму

 

Развиваясь в течение нескольких десятилетий и преимущественно правея, позитивизм не являлся цельным учением. Он эклектичен, многопланов, включает разные школы и течения, имеет разные теоретические оттенки и разную политическую направленность в разных странах.

Вслед за Контом, позитивизм получил дальнейшее развитие в работах Г.Спенсера (1820-1903). В общем плане философии позитивизма в большей степени соответствовала на политическом уровне идеология либерализма, и теснее всего с ним были связаны либеральные течения в историографии.

 

  1. Английский позитивизм.

Общественная мысль

В 1859 вышла книга Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», стержневой идеей которой была эволюция. Зародилось течение социал-дарвинизма. Его суть – ожесточенная борьба за существование – универсальный закон всего живого, в том числе человека. Эта борьба – естественное состояние общества и выживает в ней самый сильный. Отсюда вывод о том, что есть «худшие» и «лучшие» народы.

Позитивистскую социологию развивал Г.Спенсер, который предпринял попытку, исходя из идеи эволюции, разработать философскую систему, охватывающую все отрасли знания. Он вывел закон эволюции, как универсальный. Спенсер выделял три этапа в развитии общества – племенной, раннеклассовый (переходный), индустриальный.

Разработана органическая теория общества, согласно которой разделение функций внутри общества между его различными группами отождествляется с дифференциацией органов в человеческом организме (оправдание социального деления общества).

Историческая наука.

Одним из видных историков позитивистов был англичанин Г.Т.Бокль(1821-1862). Главный труд Бокля «История цивилизации в Англии». Задумав написать 15-ти томную историю мировой цивилизации, он долго и тщательно к этому готовился: овладел 19-ю языками, сосредоточил в личной библиотеке более 22-х тыс. книг, стал энциклопедистом. Но ему удалось выпустить только два тома (причиной тому болезнь и ранняя смерть в 41 год).Работа Бокля стала весьма популярна – она переведена на все европейские языки (в России, например, с 1862 по 1914 г. вышло около 30 изданий).

Демократически настроенных читателей в книге привлекала враждебность абсолютизму и церкви, мешавшим развитию политических свобод и живой мысли, оптимизм и уверенность в победе прогресса.

В обнаружении законов истории Бокль видит задачу своего исследования – надо «положить основание тем общим началам, без которых история – не более как собрание эмпирических замечаний, ничем не связанных и потому не имеющих никакой важности».

Факторы прогресса – географическая среда и человеческий ум (законы которого надо отыскать). Сомнение- скептицизм – двигатель умственного прогресса. Бокль писал: «политическая история каждой страны может быть объяснена историей ее умственного развития».

Он сравнительно мало внимания уделяет и политике и экономике и ряду других сторон исторического развития в позитивистской «системе факторов». Даже мануфактуры, машины, экономика в целом являются лишь одним из факторов этого развития. Разные стороны исторического процесса интересуют Бокля преимущественно с одной точки зрения: как они сказались на умственном прогрессе страны.

 

4. Историческая наука во Франции.

Во Франции жил и работал основатель позитивизма О.Конт. Одним из теоретиков позднего позитивизма стал Ипполит Тэн (1828-1893). Человек с разносторонними дарованиями, он рано приобрел известность как философ, психолог, литературовед, искусствовед. Занятия историей в позднюю пору жизни сделали Тэна геростратовски знаменитым. Главный его исторический труд - «Происхождение современной Франции» - посвящен революции (написан в 1875-1884). Он был написан после Парижской Коммуны и стал орудием монархической реакции.

Методологическая основа работы состояла в том, что Тэн сократил расстояние между природой и человеком, между другими земными существами и человеком. Человек, по его мнению, близок к животным, он – кровожадная горилла, готовая вонзить зубы в ближнего своего в борьбе за материальные блага.

Он применял психологический метод изучения истории, называемый психологической анатомией. В каждом человеке есть элементы безумия и предрасположенность к навязчивой идее – это особенно заметно по усиленно мыслящим людям: «…мозг выдающегося человека как бы направлен в одну сторону так же, как мозг помешанного занят одной мыслью».

В упорядоченные, спокойные времена эти свойства сумасшедшего зверя не выступают у человека столь резко, но звериная сущность человека всплывает на поверхность в период революций. Труд Тэна проникнут ненавистью к революции. «горилла» проявила себя в «патологическое», то есть революционное время, после чего вновь была загнана в клетку.

Долгое время книга Тэна считалась шедевром и до конца века 1-й том издавался 25 раз. Историк А.Олар случайно обнаружил несостоятельность одной из ссылок Тэна и проделал гигантский труд: проверил весь научный аппарат в тэновском сочинении, а попутно проанализировал методику его исследовательской работы.

Он доказал, что с самого начала задавшись целью очернить революцию, Тэн тенденциозно отбирал источники, часто их искажал вплоть до переделки взятых в кавычки фраз, делал необоснованные обобщения и прибегал к явной фальсификации. Общий вывод Олара гласил: представляющий собой «литературную пиротехнику» труд Тэна имеет ценность лишь для понимания «умственной биографии» автора.

Позитивистское течение стало преобладающим во французской историографии в 70-90-е годы. А в нем преобладало либеральное направление, представленное именами: А.Сореля, А.Олара, А.Дебидура. Главная проблема для них – революция.

  1. Немецкая историография.

Фоном развития немецкой историографии было объединение страны и превращение буржуазии в сильный класс общества.

К ней относились И.Г.Дройзен (1809-1884), Г. фон Зибель (1817-1895), Г. фон Трейчке (1834-1896), примыкал Г.Моммзен. основой исторических воззрений этой школы была этатистская и антиреволюционная идеология, после 1871 г. – национализм. Название же школа получила от политического направления, которого придерживалась в вопросе объединения страны (без Австрии, вокруг Пруссии).

Великогерманское направление ориентировалось на политику объединения с участием Австрии (Ю.Фиккер (1826-1902), И.Янсен (1829-1891).

Либеральное направление – Я.Буркхардт (1818-1897), Э.Готхайн (1853-1923), М.Леман (1845-1929). Методология либералов продолжала традицию гейдельбергской школы, дополненную некоторыми элементами позитивизма. История трактовалась как постоянный прогресс.

Историко-экономическое напрвление – Г.Шмоллер (1838-1917), Л.Брентано (1844-1931), К.Бюхер (1847-1930), Г.Ф.Кнапп (1842-1926). В методологии отрицали какие-либо общие законы и заменяли экономическую теорию сбором и описанием фактов хозяйственной деятельности в различные эпохи. Во многом близки к позитивизму, но также находились под влиянием традиционной для немецкой историографии идеи органического развития общества, почерпнутой из арсенала исторической школы права.

Культурно-исторический синтез К.Лампрехта и методологическая дискуссия.

Карл Лампрехт (1856-1915) – талантливый лейпцигский историк. Он сделал попытку пересмотреть теоретико-методологические основы немецкой историографии и заменить ранкеанский идеализм новым культурно-историческим синтезом на позитивистской основе.

В методологическом плане Лампрехт более всех немецких историков воспринял позитивистские идеи, сделав упор при этом на социально-психологическом истолковании закономерностей исторического развития. В 1891-1909 он написал работу «История Германии». Метод – культурно-исторического синтеза. Объект изучения – коллектив, а не личность. Движущая сила – социальная психика. История немецкого народа – смена культурно-исторических эпох. Изменения социальной психологии обусловлены саморазвитием самой психологии, в результате которого происходило формирование новых социальных и экономических институтов.

Он выделял шесть культурно-исторических эпох: 1. анимизм, 2. символизм, 3. типизм, 4. конвенционализм, 5. индивидуализм, 6. субъективизм. Для них характерно:

1. Существование родов, коллективной собственности и примитивного коммунизма

2. Возникновение племен, разделение труда и зарождение социального неравенства

3. Возникновение государства и общества индивидуальных собственников

4. С 12 века – эпоха договорного строя – крупная феодальная вотчина и преобладание натурального хозяйства

5. С 16 века, когда немецкое национальное сознание освобождается от духовного засилья церкви и начинается развитие личной инициативы и денежного хозяйства

6. В 19 веке – человеческий дух окончательно освободился от пут сословного и корпоративного деления и получил полную свободу проявления в сфере экономической деятельности. Эту форму жизни может защитить только сильное государство и оно возникло.

В основе концепции Лампрехта лежала не просто теория факторов, а концепция развития национально-социальной психологии. Он использовал элементы позитивистских представлений И.Тэна, О.Конта, Г.Шмоллера и противостоял материалистической теории социально-экономических формаций, критикуя односторонность марксизма.

Лампрехт стоял на почве признания объективной закономерности и причинности в истории, критиковал обветшавшую историко-дипломатическую историю Ранке и навлек на себя гнев коллег. Его обвинили в материализме и назвали марксистом.

В 1909 г. он создал Институт культурной и всеобщей истории. В ходе длительной дискуссии Лампрехт сдал свои позиции и потерпел поражение. С поражением Лампрехта в немецкой историографии было сломлено влияние позитивистской методологии, над которой взяли верх чисто идеалистические теории исторического познания.