Западничество и славянофильство

Тема 6. Внутрикорпоративный ПР в масштабе страны. Национальная идея России

Направления русской общественной мысли 1840—1850-х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно-исторического и культурного развития России.

Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства (С.) — И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

Крупным событием в идейной жизни России стало опубликование в журнале "Телескоп" (в октябре 1836 г.) "Философического письма" Чаадаева.

Чаадаев писал о пустоте русской истории, об отрыве России от других народов: "Мы не принадлежали ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем преданий ни того, ни другого. Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас". Опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, Россия должна бы соединить два великих начала разумения - воображение и рассудок, воплотить в своем гражданственном образовании историю всего мира. Вместо этого "мы составляем пробел в порядке разумения".

Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие: "Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии".

Чаадаев - религиозный философ, но его концепция истории пронизана социальными мотивами, поскольку цель христианства он видел в учреждении на земле совершенного порядка. Этой цели отвечает западное (католическое) христианство, которому свойственны "животворный принцип единства", организующее начало и социальность.

Византийская православная церковь, наоборот, исповедует аскетизм, покорность, смирение, отрешение от мира.

В странах Запада, подчеркивал философ, борьба за идеи привела к важным социальным последствиям: "Искали истину и нашли свободу и благосостояние". Чаадаев оговаривает, что на Западе есть не только добродетели, но и пороки. Однако народы Европы, в отличие от России, имеют богатую историю.

Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов: "В самом начале у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное владычество завоевателей, (дух которого национальная власть впоследствии унаследовала), владычество, следы которого в нашем образе жизни не изгладились совсем и поныне".

Еще резче, чем самодержавие ("национальную власть"), Чаадаев порицал крепостничество.

Публикацию "Философического письма" Герцен назвал выстрелом, раздавшимся в темную ночь: "Письмо Чаадаева потрясло всю мыслящую Россию". Письмо стало стимулом к обсуждению исторических судеб страны. Главный упрек представителей власти Чаадаеву сводился к тому, что "Философическое письмо" противоречит патриотизму и официальному оптимизму. В доносах утверждалось, что опубликование "Философического письма" доказывает "существование политической секты в Москве; хорошо направленные поиски должны привести к полезным открытиям по этому поводу". Николай I, чтобы сильнее унизить автора, повелел считать его сумасшедшим.

Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Видными западниками были: профессор Тимофей Николаевич Грановский , историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин , А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России (в дореформенный период такое обсуждение было опасно), сколько общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной была проблема прав личности.

Западников объединяла уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими. Вместе с тем западники по-разному трактовали особенности зап. цивилизации и, соответственно, по-разному представляли себе перспективы исторического развития России.

В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления в западничестве (З.) были Белинский, Герцен, Огарев, второго — Грановский, Кавелин, Боткин и др.

Филос. основу З. составляло преимущественно гегельянство. Принимался в основных чертах гегелевский взгляд на исторический процесс, характерными особенностями которого было учение о трехступенчатом саморазвитии воплощенной идеи от наличного бытия к разумной действительности и представление о переходе от господства необходимости к царству свободы. Соответственно, западники истолковывали исторический процесс как однонаправленный, т.е. как процесс прогрессивного развития. Конечной целью исторического движения признавалось достижение такого устройства общества, при котором были бы реализованы идеалы общественной свободы, создававшие условия для гармонического развития личности. Вслед за Гегелем западники разделяли народы на «неисторические», т.е. находящиеся на патриархально-догосударственной стадии развития, и «исторические», вступившие на путь развития гос-ва и гражданского общества.

Подобно индивидам и человечеству, народы как идеальные личности проходят две стадии развития: эпоху естественной непосредственности и эпоху сознательного существования. Перед «историческими» народами открыта перспектива перехода к состоянию разумной действительности.

В западнической концепции рус. исторического процесса начало перехода от племени к нации связывалось с реформаторской деятельностью Петра I. Западническая концепция рус. истории сыграла важную роль в формировании государственной школы в рус. историографии, представленной именами С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.

Типичными для западников политическими требованиями были: предоставление гражданам элементарных прав и свобод, отмена крепостного права, телесных наказаний, ограничение самодержавия конституцией и др.

Если западники настаивали на том, что страны Зап. Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал.

К концу 30-х гг. оформились в течение общественной мысли противостоящие западникам - славянофилы. Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Московитянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.

Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный от "ложных начал исторической жизни Запада".

Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы. Государство и внешняя свобода, по учению славянофилов, - ложь и неизбежное зло; славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю.

Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив "мерзость рабства". Насаждение Петром западных начал, чуждых славянскому духу, нарушило внутреннюю, духовную свободу народа, разъединило верхи общества и народ, разобщило народ и власть. С Петра I берет начало "душевредный деспотизм".

Резко осуждая "петербургскую бюрократию", славянофилы одобряли самодержавие: самодержавие лучше всех других форм именно по той причине, что любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, антинародной - немецкой, французской или английской, но не русской конституцией.

Исходя из суждения, что "государство как принцип - ложь", славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: "сила власти - царю; сила мнения - народу". Они утверждали, что в допетровской Руси проявлением единства власти и народа были Земские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Единство власти и народа в Московской Руси XVII в. понималось как союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодержавной власти царя.

Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду против частной собственности. При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасности правительства".

Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали, что православный русский народ - богоносец с его старинными формами общинности избавит от "скверны капитализма" сначала славян, а затем и другие народы.

Важнейшие положения славянофилов формулировались в тесной связи с размышлениями о всемирной, зап. и рус. истории. Всемирная история понималась славянофилами как драматическое противостояние начал духовной свободы и материальной ограниченности. В цивилизациях и культурах различных народов эта борьба отразилась и воплотилась неодинаково. Перелом во всемирной истории был связан с появлением христианства. Но христианство оказалось по-разному воспринятым зап. народами и Русью: на Западе христианство подверглось искажению, а на Руси сохранилось в совершенной чистоте. Искажение было обусловлено принятием Западом языческих начал римской образованности. По мнению славянофилов, перед Россией стоит великая задача — донести начала истинного христианского духа до народов Запада. Различная судьба христианства у зап. и рус. народов определила и черты своеобразия их исторического пути: на Западе преобладают начала индивидуализма, формальной рассудочности, внешней свободы; на православном Востоке — коллективизм, цельная вера, истинная соборность.

В философско-мировоззренческом плане славянофильство (С.) опиралось на идеи патристики и романтизма в нем. классической философии (особенно Ф.В.Й. Шеллинга). Важная роль в философии С. отводилась концепции веры, под которой понималось не столько сверхчувственное восприятие, сколько начало, объединяющее сущностные силы человека — разум, волю, чувство.

Многие филос. идеи С. оказали существенное влияние на творчество крупнейших представителей рус. религиозно-философской мысли — B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и др.

Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу "русского социализма".

2. ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ (2007)

http://nationidea.bntru.com

КРЕАТИВНЫЙ БРИФ
  Бриф подготовлен BNT Alliance на основании консолидированного, но все же недостаточно репрезентативного взгляда на бренд.
ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ
КЛИЕНТ НАЦИЯ (nation, people), не путать с национальностью (ethnicity, ethnic nationality, ethnic affiliation (!!!)) - общество, объединение народов с правами на территорию от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
ПРОДУКТ "Россия" как совокупность понятий: государство, республика, держава, содружество, страна, федерация, народ, население, (все)общее благосостояние, общее благополучие, союз, объединение.
ТОРГОВАЯ МАРКА "Российская Федерация", "Россия"
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ На внутреннем рынке продукт ориентирован на максимально широкую аудиторию. Уровень доходов, пол, национальность, вероисповедание значения не имеют. В наибольшей степени важен возраст. Ядро целевой аудитории составляет молодежь в возрасте 15-25 лет. На внешнем рынке продукт не имеет массового потребителя и ориентирован на три потенциально лояльные целевые группы: бизнесмены, туристы и гастарбайтеры.
ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Создать (сформулировать) Национальную Идею как СУТЬ БРЕНДА "РОССИЯ". Основная проблема связана с многогранностью и широтой бренда, различные целевые аудитории которого видят и воспринимают его по-разному. Необходима глобальная идея, не просто понятная различным целевым группам, но и объединяющая их.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Словесное определение СУТИ БРЕНДА "РОССИЯ" в соответствии с заданным колесом бренда на русском языке. Версия на английском языке (для внешнего рынка) приветствуется, но не обязательна.
ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО РАНЕЕ Позиционирование бренда "Россия" за последние 102 года менялось несколько раз. Каждый из бренд-менеджеров вносил существенные, если не сказать радикальные, изменения в колесо бренда. Соответственно менялись и суть бренда, и слоганы, и методы коммуникаций. Наиболее значительные средства нация инвестировала в продвижение зонтичного бренда "СССР", сутью которого (национальной идеей) было СТРОИТЕЛЬСТВО КОММУНИЗМА (МЫ СТРОИМ КОММУНИЗМ), а основным слоганом - призыв: "Вперед, к победе коммунизма!". Бренд "СССР" конкурировал с брендом "Америка" ("США") за первое место по доле рынка не только в своем сегменте, но и во всем мире. Затем начались проблемы с креативом, и в конце концов банальный "over promise" (относительно возможной победы коммунизма) привел к негативному результату. Бренд ушел с рынка. Однако ниша не могла оставаться пустой и была занята старым брендом "РОССИЯ", которому в данный момент нужно обновить колесо и определить его суть на ближайшие десятилетия.
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В настоящий момент коммуникации России - как внутренние (что важнее), так и внешние - демонстрируют уверенность, достоинство, силу, открытость, стабильность и другие характеристики, дающие нации первоначальные основы развития. Реклама (возможно, и даже скорее всего, из-за неопределенности СУТИ БРЕНДА) не носит концептуального характера и представляет из себя отдельные проекты, продвигающие перечисленные выше характеристики или их сочетания. Основные конкуренты: Америка (США), Китай, Англия, Франция.
MUST / MUST NOT 1. Главное требование - соответствие колесу бренда АТРИБУТЫ: Самая большая, богатая, северная, многонациональная ВЫГОДЫ: Культура, развитие, свобода, защищенность ЦЕННОСТИ: Духовность, история, восхищение, удивление, удаль ЛИЧНОСТЬ: Сильная, красивая, щедрая, мать Совокупная составляющая всех предыдущих четырех уровней и есть СУТЬ БРЕНДА. 2. Необходима фиксация (на уровне языка) позитивного багажа и позитивных тенденций развития бренда (то есть варианты типа: "Раньше было все плохо, а завтра будет еще хуже..." - вообще не рассматриваются). 3. Возможен поиск идеологических основ для такого развития (продолжение фразы: "У нас все будет хорошо, потому что...").
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Рациональных конкурентных преимуществ - масса, и они известны всем: икра, водка, космос, балет, нефть, газ, лес, наука, армия, флот, Сибирь, Урал и т.д. и т.п. Одни из них вечны, другие постепенно утрачивают свою актуальность. В последнее время появляются новые рациональные преимущества, например: атомная энергетика, нанотехнологии, гражданская авиация и т.п. Какие из них будут основными в течение ближайших десятилетий, сказать сложно.
РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ Я ТОЖЕ ТАК СЧИТАЮ. ЭТО МОИ МЫСЛИ И МОИ СЛОВА.
БЮДЖЕТ 135 000 рублей
ФОРМА ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Заполненная on-line форма
ПРИЛОЖЕНИЯ Изображения флага и герба, музыку и текст гимна, специальную и художественную литературу, в той или иной степени отражающие / шире раскрывающие содержание данного брифа, каждый может найти в открытых источниках.

 

Пример концепции