История экономических учений

Лекция 4

И тд

М=1000*[1+(1-0.2)+(1-0.2)2+(1-0.2)+...+]

[1+(1-0.2)+(1-0.2)2+(1-0.2)+...+]-убывающая геометрическая прогрессия

b/1-q=1/1-(1-0.2)=1/0.8=1/0.2=5

0.2=r

1/r=m-это банковский мультипликатор

 

С понятием деньги связано такое понятие, как цена

С точки зрения теории стоимости(стоимостной концепции ценообразования) цена есть денежное выражение стоимости

Стоимость-воплощенный в товаре труд

 

С точки классической полит.экономии,стоимость измеряется в часах рабочего времени,но рынок учитывает не всякие затраты труда,а так называемые «общественно необходимые»затраты труда

Общественно необходимые затраты труда-это средние затраты,которые тяготеют к индивидуальным затратам труда того производителя (той группы товаров производителя),которой доставляет на рынок большую часть продукции

 

 

Общественно необходимые затраты труда могут быть рассчитаны по следующей формуле:

 

Q-количество продукции,произведенные товаропроизводителем

Т-ОНЗТ(ОНРВ)

 

ti-это индивидуальное рабочее время время производителя

i-количество товаров производителя

 

У Адама Смита,как представителя стоимостной концепции есть двоякое определение цены:

С одной стороны под ценой он понимает денежное выражение стоимости и это с его точки зрения является характерным для примитивных обществ

Примитивных обществ-общество до капитализма(до 18 века)

В капиталистическом обществе с точки зрения Смита,цена представляет собой сумму факторных доходов (заработная плата,прибыль,рента)источником которых является исключительно труд.

 

С точки зрения Сея,цена-есть сумма факторных доходов,но в отличие от Смита,Сей считал,что источником каждого дохода является соответствующий фактор производства

 

Концепция ценообразования связана с теорией предельной полезности.

Различают в экономической теории Кардинолисткий(количественный) и Ординалисткий(порядковый) подходы

 

Кординалисткий подход связан с австрийской школой полит.экономией(второй половиной 19 века и 1/3 20 века)

Основными представителями данного подхода были:Карл Менгер(1840-1921),Фридриг фон Визер(1851-1926) и Ойген Бем-Баверк(1851-1914)

 

 

Кординалисткий подход

 

Полезность-удовлетворение получаемое человека от потребления того или иного блага.

 

Два вида полезностей:

1.Абстрактное(родовая)полезность-это полезность связанная с потребительскими свойствами предмета,которая никакого влияния на цену не оказывает.

2.Субъективная(предельная)полезность-это предвкушаемая степень удовольствия ,получаемая конкретным человеком от конкретной единицы блага.

И этот вид полезности оказывает непосредственное влияние на формирование установление цены.

Цена таким образом зависит от степени насышения тем или иным благом:

1)От количества блага,чем больше этого блага тем цена меньше

2)Вкусы и предпочтения потребителя и всё то что оказывает влияния на эти предпочтения(религия,климатические,национальные,реклама,мода)

Для измерения полезности была взята некая абстрактная единица «ютиль»,ввел это понятие Джон Бетам(1742-1832)-английский статист

Q МUблага ТUблага MUденег
-3  

MU-marginal utility(предельная полезность)

TU-total utility(общая полезность)

Q-quantitet(количество блага)

TUнаст=MUнаст+TUпред.ед.

TU=20+15=35

В том случае если мы рассматриваем дискретные величины то предельная полезность определяется рассчитывается :

 

Предельная полезность показывает:на сколько возрастает общая полезность при увеличении количества блага на 1

 

С точки зрения теории стоимости : обмен всегда есть обмен эквивалентов

С точки зрения теории предельной полезности: обмен есть обмен не эквивалентов(если потребитель оценивает полезность денег больше чем полезность блага,он отказывается от покупки, а если он считает более значимо благо,то он его приобретает,уплачивая N количество денег)

С точки зрения Кординалисткого подхода теории полезности,потребитель,завершая покупки,когда предельная полезность денег совпадает с предельной полезностью блага,таким образом цена ,с точки зрения данной теории,есть предельная полезность последней единицы блага,выраженная в денежной формой.

 

Начиная с определенного момента в нашем примере с третьего пирожка предельная полезность падает,тогда когда общая полезность растет(за исключение последнего 6 пирожка)

В экономической теории данное закономерность получило название «первый закон Госсена» Герман Генрих Госсен(1810-1858)

Учитывая абстрактный характер измерения полезности на смену Кординалисткого (количественный)подхода,данной теории,пришел Ординалистский(порядковый) подход

Вильфредо Парето (1848-1923)

Джон Хикс(1904-1989)

 

Данный подход исходит из четырех основополагающих аксиом:

1. «Аксиома полной упорядоченности»-каждый потребитель в отношении любого из благ может выразить своё отношение к ним в виде предпочтения или безразличия.

Спрайт>Кока-кола

Спрайт=Кока-кола

2. «Аксиома транзитивности(переходность)»основанная на формальной логике Аристотеля

А>B и B>C => A>C

А=B и В=С => А=С

3. «аксиома ненасышения» - каждый потребитель,принимая решения о приобретение одной из двух групп благ,обладающих одинаковой полезностью,отдаст предпочтение той группе благ в которой, по крайне мере,на 1 единицу блага будет больше.

4. «аксиома независимости потребителя» - каждый потребитель, принимая решения о покупке того или иного блага,исходит из своих собственных предпочтений и не смотрит на других,ему чужды зависть и сострадание.

Предпочтение потребителей,данный подход иллюстрирует в виде кривых безразличия.Данная модель исходит из того,что рассматриваются потребление двух благ или двух групп благ, приносящих одинаковое полезность потребителю,а поскольку они приносят одинаковую полезность то к их соотношению в потреблении у него формируется безразличие

 

СД-бюджетная линия

Е-точка равновесия потребителя

Точка равновесия потребителя(Е) показывает-что данное соотношение в потреблении двух благ (А и Б) доставляет потребителю наибольшее удовольствие.

 

Карта кривых безразличия :

Составление карт кривых безразличия позволяет анализировать различные социальные группы людей с точки зрения величины данного подхода, и как следствие изучать и формировать спрос

 

OF-линия доход потребления

 

Последовательно снижения цены на одно из благ предприятие может добиться увеличение его потребления

 

Соединяя точки кривых безразличия с бюджетной линией мы получим кривую «цена потребления»

 

 

Рыночная концепция ценообразования.(19.10.12)

Вопросы темы:

Понятия рынка и её классификация

 

Рынок-это место встречи производителя и потребителя(продавца и покупателя) обмена товарами и услугами.

Рынок-это система отношений между продавцом и покупателем.

Рынок-это определенная форма экономической системы.

Рынок-это сфера обращения товаров и услуг.

 

Классификация рынка:

1. С точки зрения объектов сделок(что продается что покупается) рынок делится на следующие виды:

Финансовый рынок(рынок ценных бумаг,валютный рынок),

рынок товаров и услуг,

рынок факторов производства.

2. С точки зрения субъектов сделок:

Оптовый рынок(отражает отношения между производителями и предприятиями),

розничный рынок(отражает отношение между производителями и потребителями),

государственный рынок,

потребительский рынок(это рынок выражающий отношения внутри домашних хозяйств и предполагающий реализацию избытка продукта).

3. С точки зрения масштабов сделок:

местный или локальный,

региональный,

национальный,

межнациональный,

мировой.

4. С точки зрения рыночных структур,признаками которой является:

А)количество участников сделок и их доля на рынке.

Б)тип товара(степень стантартизации товара)

В)степень свободы получения информации о рынке

Г)степень свободы вхождения в рынок.

 

Исходя из этого в экономической теории выделяют три основных рыночных структуры с точки зрения покупателя:

1)монопсония(«моно»-один, «псония»-покупать)

2)алигопсония(«алиго»-несколько)

3)полипсония(«поли»-много)

 

5. С точки зрения продавца:

Монополия

Алигополия(aligo-несколько)

Дуополия(duo-два)

Монополистическая конкуренция

 

По парное сочетание структур с точки зрения продавца и покупателя формирует специфический механизм конкуренции и ценообразования

Признак рыночной структуры Полиполия (совершенная конкуренция) Монополия олигополия Монополистическая конкуренция
1)Количество продавцов и доля на рынке Множество N->бесконечности D<1% N=1 D=100% 2<N<10 50%<d<10% Множество D<1%
2)тип товаров стандартный Уникальный* Стандартный и диференцированный **   Диференцированный
3)степень свободы получения информации об рынке Абсолютная Информация закрыта Получения информации затруднено Достаточная степень свободы
4)степень свободы вхождения в рынок Абсолютная степень вхождения в рынок(барьеры отсутствуют) Барьеры не преодолимы(в краткосрочном периоде времени) Вхождение в рынок в значительной степени затруднено достаточная степень свободы вхождения в рынок

*-нет выбора

**-в зависимости какая отрасль рассматривается

 

Разновидность Монополии(олигополии) в историческом развитии:

1. Пул(ринг)-это единовременное соглашения между предприятиями в целях осуществления какой то операции или сделки.

2. Картель-соглашение между предприятиями на долговременной основе,предусматривающее установления единой цены на покупку комплектующих и готовый продукции а так же установления единой условий найма рабочей силы.

3. Синдикат-это объединение предприятий,в котором утрачивается их коммерческая самостоятельность.закупкой комплектующих и сбытом готовой продукции занимается отдельная самостоятельная организации получившая название синдикатская контора

4. Трест-это объединение предприятий в котором утрачивается как коммерческая так и производственная самостоятельность (как правило в трест входят предприятия одной отрасли).

5. Концерн-это объединение предприятий различных отраслей общественного производства но связанные между собой единой технологической цепочкой.

6. Кангломерат-это объединение предприятий разных сфер общественного производства , головной компании в котором является организация,имеющая отношения к финансовой сфере(банк,страховая компания,инвистиционная компания,фонд) В современный период времени чаще всего употребляется понятие Корпорация,представляющая собой международную компанию.Различают две разновидности международных компаний: Транснациональная корпорация(ТНК),многонациональная корпорация(МНК)

ТНК-доминирующая компания занимающая капитал одной страны

МНК-это компания,основанная на капитале нескольких стран.

По определению Гарвордской школы экономики,ТНК-это компания,имеющая не менее 5 филиалов(дочерних компаний) за рубежом.

Основные элементы рынка(спрос,предложение,равновесная цена).

Альфред маршал(1842-1924)

Леон Вальрас(1834-1910)

Характеристика спроса:

Спрос-количество товара в денежном выражении,которое готовы продать в определенном месте,в определенное время по всему диапазону цен.

В экономической теории от понятия спрос отличают понятие величина или объём спроса.

 

Величина или объём спроса-это количество товара в натуральном выражении,которое готовы продать в определённый момент времени в определенном месте по определенной цене

 

Между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость,называемой «закон спроса» Эта зависимость может быть отражена в виде функции/таблицы/графика

 

Воспроизводство

 

 

Воспроизводство-возобновление производства

Воспроизводство-это есть непрерывный процесс производства

 

Воспроизводство -производство взятое не как отдельный акт а как непрерывно повторяющийся процесс.

 

Воспроизводство предполагает:

1. Непрерывный процесс производства экономических благ

2. Возобновление экономических отношений между субъектами хозяйства

 

С точки зрения эффективности использования факторов производства различают два типа воспроизводства:

1. Экстенсивный тип-это воспроизводство на основе неизменных факторов воспроизводства

2. Интенсивный тип-предполагает воспроизводство на основе более производительных факторов производства

 

В реальном виде нет ни того ни другого вида воспроизводства, точнее говорить о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном виде воспроизводства.

 

С точки зрения характера использования прибавочного продукта и количества воссоздаваемых благ,различают 3 вида воспроизводства:

1. Простое воспроизводство-воспроизводство в неизменных масштабах

2. Расширенное воспроизводство-это воспроизводство в увеличивающихся масштабах

3. Суженное воспроизводство-это воспроизводство в уменьшающихся масштабах

 

 

Проблема воспроизводство в теории Франсуа Кине

Франсуа Кине рассматривает

1. закрытую экономику

2. Рассматривал простое воспроизводство

3. Движение товаров и денег рассматривал между 3 основными классами(землевладельцами,производительным классом,к которыми относил всех занятых в сельском хозяйстве и бесплодным классам-это совокупность занятых во всех остальных сферах производства помимо сельского хозяйства)

 

Производительным классам назван потому,с точки зрения Кинэ,является потому что создает чистый продукт(прибавочный продукт)

Земельная рента-единственная денежная форма,которая полностью употребляется землевладельцами

 

Франсуа Кинэ рассматривает равновесная состояния(спрос=предложению)

 

Франсуа Кинэ делит все инвестиции(авансы) на 2 вида:

1. Первоначальный авансы-это инвестиции,которые окупаются в течении 10 лет

2. Ежегодные авансы-те инвестиции,которые окупаются в течении 1 года

 

В экономической теории принято говорить,что Франсуа Кинэ впервые рассматривает модель воспроизводства в работе «экономическая таблица»

 


1,2 -это земля

3,4 - это рента

5,6,9 - это деньги

7,16 -мануфактурные изделия потребительского назначения

10,11 - продукты сельскохозяйственного производства потребительского назначения

8 - мануфактурные изделия и продукты сельскохозяйственного производства потребительского назначения

12,14 - это сырьё для мануфактурного производства

13,15 - средства производства поступающие от ремесленников к фермерам

 

Проблема воспроизводства в теории Адама Смита

Адма Смит так же как Франсуа исходит из равновесного состояния экономики

В отличае от Франсука Кинэ,который исследовал закрытую экономику,Смит рассматривает открытую экономику,другими словами включает в проблему воспроизводства экспортно-импортные отношения

 

Наряду с простым воспроизводством,Смит рассматривает расширенное воспроизводство.

Так же как и Франсуа Кинэ,Смит исходит из концепции чистого продукта,но в отличие о него считает что денежной формой денежного продукта может быть прибыль и процент

Как следствие, Смит исходит из того,что чистый продукт создается не только в сфере сельскохозяйственного производства но и во всей сфере материального производства.

Наряду с чистым продуктом,Смит вводит понятие «совокупного общественного продукта»(СОП),которое используется и в современной эк.теории

 

Совокупного общественного продукта-это продукт,который является результатом материального производства

 

С точки зрения Смита,СОП может измеряться как сумма цен товаров а с другой стороны как сумма доходов ренты прибыли и процентов

Воспроизводства рассматривается как движение материальных и финансовых ресурсов между 3 основными классами(землевладельцами,капиталистами и наемными работниками)

 

Смит вводит понятие «смешенный доход» как следствие нескольких доходов

Смешенный доход - доход от нескольких факторов производства

Смит рассматривает проблему «перераспределения дохода» между сферами материального и нематериального производства

Смит производит деление капитала на основной и оборотный,который используется в современной эк.теории и практике

 

Основной капитал-это капитал который окупается в течении нескольких производственных циклов

Оборотный капитал - это капитал,который окупается в течении одного производственного цикла

 

Воспроизводство в теории К.Маркса

 

Рассматривается равновесное состояние в экономике

Рассматривает закрытую экономику

Так же как и Смит,рассматривает деление капитала на Основной и Оборотный

Материальное производство Маркс делит на два подразделения:

1. Производство предметов производства

2. Производство предметов потребления

 

В отличии от Адами Смита,который отожествлял совокупность национального дохода Марк проводит различии(пояснение смотри ниже)

 

Стоимостная структура совокупного общественного продукта совпадает с стоимостной структурой отдельно взятого товара

 

W=C+V+M

 

СОП=1(С+V+М)+2 (С+V+М)

НД=1(V+M)+2 (V+М)

 

Маркс рассматривает,как и Смит, как простое и расширенное воспроизводство

Исследуя расширенное воспроизводство,рассматривает экстенсивный тип.

 

Условия реализации(равновесия) совокупного

общественного продукта

при простом воспроизводстве

Рассматриваем 1 подразделение

 

АД-совокупный предложение

АS-совокупный спрос

AD(на средства производства) Равновесие(AD=AS) AS(средства производства)
1c+2c   1с+1v+1m

 

 

1 условие равновесия 1с+2с=1с+1v+1m

1c+2c=1c+1v+1m

 

2 условие равновесия 2c=1v+1m

 

 

AD(на предметы потребления в стоимостном выражении) Равновесие(AD+AS) AS(предметы потребления в стоимостном выражении)
(1v+1m)+(2v+2m)   2(C+V+M)

 

1v+1m+2v+2m=2c+2v+2m=>

 

1v+1m=2c