История экономических учений
Лекция 4
И тд
М=1000*[1+(1-0.2)+(1-0.2)2+(1-0.2)+...+]
[1+(1-0.2)+(1-0.2)2+(1-0.2)+...+]-убывающая геометрическая прогрессия
b/1-q=1/1-(1-0.2)=1/0.8=1/0.2=5
0.2=r
1/r=m-это банковский мультипликатор
С понятием деньги связано такое понятие, как цена
С точки зрения теории стоимости(стоимостной концепции ценообразования) цена есть денежное выражение стоимости
Стоимость-воплощенный в товаре труд
С точки классической полит.экономии,стоимость измеряется в часах рабочего времени,но рынок учитывает не всякие затраты труда,а так называемые «общественно необходимые»затраты труда
Общественно необходимые затраты труда-это средние затраты,которые тяготеют к индивидуальным затратам труда того производителя (той группы товаров производителя),которой доставляет на рынок большую часть продукции
Общественно необходимые затраты труда могут быть рассчитаны по следующей формуле:
Q-количество продукции,произведенные товаропроизводителем
Т-ОНЗТ(ОНРВ)
ti-это индивидуальное рабочее время время производителя
i-количество товаров производителя
У Адама Смита,как представителя стоимостной концепции есть двоякое определение цены:
С одной стороны под ценой он понимает денежное выражение стоимости и это с его точки зрения является характерным для примитивных обществ
Примитивных обществ-общество до капитализма(до 18 века)
В капиталистическом обществе с точки зрения Смита,цена представляет собой сумму факторных доходов (заработная плата,прибыль,рента)источником которых является исключительно труд.
С точки зрения Сея,цена-есть сумма факторных доходов,но в отличие от Смита,Сей считал,что источником каждого дохода является соответствующий фактор производства
Концепция ценообразования связана с теорией предельной полезности.
Различают в экономической теории Кардинолисткий(количественный) и Ординалисткий(порядковый) подходы
Кординалисткий подход связан с австрийской школой полит.экономией(второй половиной 19 века и 1/3 20 века)
Основными представителями данного подхода были:Карл Менгер(1840-1921),Фридриг фон Визер(1851-1926) и Ойген Бем-Баверк(1851-1914)
Кординалисткий подход
Полезность-удовлетворение получаемое человека от потребления того или иного блага.
Два вида полезностей:
1.Абстрактное(родовая)полезность-это полезность связанная с потребительскими свойствами предмета,которая никакого влияния на цену не оказывает.
2.Субъективная(предельная)полезность-это предвкушаемая степень удовольствия ,получаемая конкретным человеком от конкретной единицы блага.
И этот вид полезности оказывает непосредственное влияние на формирование установление цены.
Цена таким образом зависит от степени насышения тем или иным благом:
1)От количества блага,чем больше этого блага тем цена меньше
2)Вкусы и предпочтения потребителя и всё то что оказывает влияния на эти предпочтения(религия,климатические,национальные,реклама,мода)
Для измерения полезности была взята некая абстрактная единица «ютиль»,ввел это понятие Джон Бетам(1742-1832)-английский статист
Q | МUблага | ТUблага | MUденег |
-3 |
MU-marginal utility(предельная полезность)
TU-total utility(общая полезность)
Q-quantitet(количество блага)
TUнаст=MUнаст+TUпред.ед.
TU=20+15=35
В том случае если мы рассматриваем дискретные величины то предельная полезность определяется рассчитывается :
Предельная полезность показывает:на сколько возрастает общая полезность при увеличении количества блага на 1
С точки зрения теории стоимости : обмен всегда есть обмен эквивалентов
С точки зрения теории предельной полезности: обмен есть обмен не эквивалентов(если потребитель оценивает полезность денег больше чем полезность блага,он отказывается от покупки, а если он считает более значимо благо,то он его приобретает,уплачивая N количество денег)
С точки зрения Кординалисткого подхода теории полезности,потребитель,завершая покупки,когда предельная полезность денег совпадает с предельной полезностью блага,таким образом цена ,с точки зрения данной теории,есть предельная полезность последней единицы блага,выраженная в денежной формой.
Начиная с определенного момента в нашем примере с третьего пирожка предельная полезность падает,тогда когда общая полезность растет(за исключение последнего 6 пирожка)
В экономической теории данное закономерность получило название «первый закон Госсена» Герман Генрих Госсен(1810-1858)
Учитывая абстрактный характер измерения полезности на смену Кординалисткого (количественный)подхода,данной теории,пришел Ординалистский(порядковый) подход
Вильфредо Парето (1848-1923)
Джон Хикс(1904-1989)
Данный подход исходит из четырех основополагающих аксиом:
1. «Аксиома полной упорядоченности»-каждый потребитель в отношении любого из благ может выразить своё отношение к ним в виде предпочтения или безразличия.
Спрайт>Кока-кола
Спрайт=Кока-кола
2. «Аксиома транзитивности(переходность)»основанная на формальной логике Аристотеля
А>B и B>C => A>C
А=B и В=С => А=С
3. «аксиома ненасышения» - каждый потребитель,принимая решения о приобретение одной из двух групп благ,обладающих одинаковой полезностью,отдаст предпочтение той группе благ в которой, по крайне мере,на 1 единицу блага будет больше.
4. «аксиома независимости потребителя» - каждый потребитель, принимая решения о покупке того или иного блага,исходит из своих собственных предпочтений и не смотрит на других,ему чужды зависть и сострадание.
Предпочтение потребителей,данный подход иллюстрирует в виде кривых безразличия.Данная модель исходит из того,что рассматриваются потребление двух благ или двух групп благ, приносящих одинаковое полезность потребителю,а поскольку они приносят одинаковую полезность то к их соотношению в потреблении у него формируется безразличие
СД-бюджетная линия
Е-точка равновесия потребителя
Точка равновесия потребителя(Е) показывает-что данное соотношение в потреблении двух благ (А и Б) доставляет потребителю наибольшее удовольствие.
Карта кривых безразличия :
Составление карт кривых безразличия позволяет анализировать различные социальные группы людей с точки зрения величины данного подхода, и как следствие изучать и формировать спрос
OF-линия доход потребления
Последовательно снижения цены на одно из благ предприятие может добиться увеличение его потребления
Соединяя точки кривых безразличия с бюджетной линией мы получим кривую «цена потребления»
Рыночная концепция ценообразования.(19.10.12)
Вопросы темы:
Понятия рынка и её классификация
Рынок-это место встречи производителя и потребителя(продавца и покупателя) обмена товарами и услугами.
Рынок-это система отношений между продавцом и покупателем.
Рынок-это определенная форма экономической системы.
Рынок-это сфера обращения товаров и услуг.
Классификация рынка:
1. С точки зрения объектов сделок(что продается что покупается) рынок делится на следующие виды:
Финансовый рынок(рынок ценных бумаг,валютный рынок),
рынок товаров и услуг,
рынок факторов производства.
2. С точки зрения субъектов сделок:
Оптовый рынок(отражает отношения между производителями и предприятиями),
розничный рынок(отражает отношение между производителями и потребителями),
государственный рынок,
потребительский рынок(это рынок выражающий отношения внутри домашних хозяйств и предполагающий реализацию избытка продукта).
3. С точки зрения масштабов сделок:
местный или локальный,
региональный,
национальный,
межнациональный,
мировой.
4. С точки зрения рыночных структур,признаками которой является:
А)количество участников сделок и их доля на рынке.
Б)тип товара(степень стантартизации товара)
В)степень свободы получения информации о рынке
Г)степень свободы вхождения в рынок.
Исходя из этого в экономической теории выделяют три основных рыночных структуры с точки зрения покупателя:
1)монопсония(«моно»-один, «псония»-покупать)
2)алигопсония(«алиго»-несколько)
3)полипсония(«поли»-много)
5. С точки зрения продавца:
Монополия
Алигополия(aligo-несколько)
Дуополия(duo-два)
Монополистическая конкуренция
По парное сочетание структур с точки зрения продавца и покупателя формирует специфический механизм конкуренции и ценообразования
Признак рыночной структуры | Полиполия (совершенная конкуренция) | Монополия | олигополия | Монополистическая конкуренция |
1)Количество продавцов и доля на рынке | Множество N->бесконечности D<1% | N=1 D=100% | 2<N<10 50%<d<10% | Множество D<1% |
2)тип товаров | стандартный | Уникальный* | Стандартный и диференцированный ** | Диференцированный |
3)степень свободы получения информации об рынке | Абсолютная | Информация закрыта | Получения информации затруднено | Достаточная степень свободы |
4)степень свободы вхождения в рынок | Абсолютная степень вхождения в рынок(барьеры отсутствуют) | Барьеры не преодолимы(в краткосрочном периоде времени) | Вхождение в рынок в значительной степени затруднено | достаточная степень свободы вхождения в рынок |
*-нет выбора
**-в зависимости какая отрасль рассматривается
Разновидность Монополии(олигополии) в историческом развитии:
1. Пул(ринг)-это единовременное соглашения между предприятиями в целях осуществления какой то операции или сделки.
2. Картель-соглашение между предприятиями на долговременной основе,предусматривающее установления единой цены на покупку комплектующих и готовый продукции а так же установления единой условий найма рабочей силы.
3. Синдикат-это объединение предприятий,в котором утрачивается их коммерческая самостоятельность.закупкой комплектующих и сбытом готовой продукции занимается отдельная самостоятельная организации получившая название синдикатская контора
4. Трест-это объединение предприятий в котором утрачивается как коммерческая так и производственная самостоятельность (как правило в трест входят предприятия одной отрасли).
5. Концерн-это объединение предприятий различных отраслей общественного производства но связанные между собой единой технологической цепочкой.
6. Кангломерат-это объединение предприятий разных сфер общественного производства , головной компании в котором является организация,имеющая отношения к финансовой сфере(банк,страховая компания,инвистиционная компания,фонд) В современный период времени чаще всего употребляется понятие Корпорация,представляющая собой международную компанию.Различают две разновидности международных компаний: Транснациональная корпорация(ТНК),многонациональная корпорация(МНК)
ТНК-доминирующая компания занимающая капитал одной страны
МНК-это компания,основанная на капитале нескольких стран.
По определению Гарвордской школы экономики,ТНК-это компания,имеющая не менее 5 филиалов(дочерних компаний) за рубежом.
Основные элементы рынка(спрос,предложение,равновесная цена).
Альфред маршал(1842-1924)
Леон Вальрас(1834-1910)
Характеристика спроса:
Спрос-количество товара в денежном выражении,которое готовы продать в определенном месте,в определенное время по всему диапазону цен.
В экономической теории от понятия спрос отличают понятие величина или объём спроса.
Величина или объём спроса-это количество товара в натуральном выражении,которое готовы продать в определённый момент времени в определенном месте по определенной цене
Между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость,называемой «закон спроса» Эта зависимость может быть отражена в виде функции/таблицы/графика
Воспроизводство
Воспроизводство-возобновление производства
Воспроизводство-это есть непрерывный процесс производства
Воспроизводство -производство взятое не как отдельный акт а как непрерывно повторяющийся процесс.
Воспроизводство предполагает:
1. Непрерывный процесс производства экономических благ
2. Возобновление экономических отношений между субъектами хозяйства
С точки зрения эффективности использования факторов производства различают два типа воспроизводства:
1. Экстенсивный тип-это воспроизводство на основе неизменных факторов воспроизводства
2. Интенсивный тип-предполагает воспроизводство на основе более производительных факторов производства
В реальном виде нет ни того ни другого вида воспроизводства, точнее говорить о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном виде воспроизводства.
С точки зрения характера использования прибавочного продукта и количества воссоздаваемых благ,различают 3 вида воспроизводства:
1. Простое воспроизводство-воспроизводство в неизменных масштабах
2. Расширенное воспроизводство-это воспроизводство в увеличивающихся масштабах
3. Суженное воспроизводство-это воспроизводство в уменьшающихся масштабах
Проблема воспроизводство в теории Франсуа Кине
Франсуа Кине рассматривает
1. закрытую экономику
2. Рассматривал простое воспроизводство
3. Движение товаров и денег рассматривал между 3 основными классами(землевладельцами,производительным классом,к которыми относил всех занятых в сельском хозяйстве и бесплодным классам-это совокупность занятых во всех остальных сферах производства помимо сельского хозяйства)
Производительным классам назван потому,с точки зрения Кинэ,является потому что создает чистый продукт(прибавочный продукт)
Земельная рента-единственная денежная форма,которая полностью употребляется землевладельцами
Франсуа Кинэ рассматривает равновесная состояния(спрос=предложению)
Франсуа Кинэ делит все инвестиции(авансы) на 2 вида:
1. Первоначальный авансы-это инвестиции,которые окупаются в течении 10 лет
2. Ежегодные авансы-те инвестиции,которые окупаются в течении 1 года
В экономической теории принято говорить,что Франсуа Кинэ впервые рассматривает модель воспроизводства в работе «экономическая таблица»
1,2 -это земля
3,4 - это рента
5,6,9 - это деньги
7,16 -мануфактурные изделия потребительского назначения
10,11 - продукты сельскохозяйственного производства потребительского назначения
8 - мануфактурные изделия и продукты сельскохозяйственного производства потребительского назначения
12,14 - это сырьё для мануфактурного производства
13,15 - средства производства поступающие от ремесленников к фермерам
Проблема воспроизводства в теории Адама Смита
Адма Смит так же как Франсуа исходит из равновесного состояния экономики
В отличае от Франсука Кинэ,который исследовал закрытую экономику,Смит рассматривает открытую экономику,другими словами включает в проблему воспроизводства экспортно-импортные отношения
Наряду с простым воспроизводством,Смит рассматривает расширенное воспроизводство.
Так же как и Франсуа Кинэ,Смит исходит из концепции чистого продукта,но в отличие о него считает что денежной формой денежного продукта может быть прибыль и процент
Как следствие, Смит исходит из того,что чистый продукт создается не только в сфере сельскохозяйственного производства но и во всей сфере материального производства.
Наряду с чистым продуктом,Смит вводит понятие «совокупного общественного продукта»(СОП),которое используется и в современной эк.теории
Совокупного общественного продукта-это продукт,который является результатом материального производства
С точки зрения Смита,СОП может измеряться как сумма цен товаров а с другой стороны как сумма доходов ренты прибыли и процентов
Воспроизводства рассматривается как движение материальных и финансовых ресурсов между 3 основными классами(землевладельцами,капиталистами и наемными работниками)
Смит вводит понятие «смешенный доход» как следствие нескольких доходов
Смешенный доход - доход от нескольких факторов производства
Смит рассматривает проблему «перераспределения дохода» между сферами материального и нематериального производства
Смит производит деление капитала на основной и оборотный,который используется в современной эк.теории и практике
Основной капитал-это капитал который окупается в течении нескольких производственных циклов
Оборотный капитал - это капитал,который окупается в течении одного производственного цикла
Воспроизводство в теории К.Маркса
Рассматривается равновесное состояние в экономике
Рассматривает закрытую экономику
Так же как и Смит,рассматривает деление капитала на Основной и Оборотный
Материальное производство Маркс делит на два подразделения:
1. Производство предметов производства
2. Производство предметов потребления
В отличии от Адами Смита,который отожествлял совокупность национального дохода Марк проводит различии(пояснение смотри ниже)
Стоимостная структура совокупного общественного продукта совпадает с стоимостной структурой отдельно взятого товара
W=C+V+M
СОП=1(С+V+М)+2 (С+V+М)
НД=1(V+M)+2 (V+М)
Маркс рассматривает,как и Смит, как простое и расширенное воспроизводство
Исследуя расширенное воспроизводство,рассматривает экстенсивный тип.
Условия реализации(равновесия) совокупного
общественного продукта
при простом воспроизводстве
Рассматриваем 1 подразделение
АД-совокупный предложение
АS-совокупный спрос
AD(на средства производства) | Равновесие(AD=AS) | AS(средства производства) |
1c+2c | 1с+1v+1m |
1 условие равновесия | 1с+2с=1с+1v+1m |
1c+2c=1c+1v+1m
2 условие равновесия | 2c=1v+1m |
AD(на предметы потребления в стоимостном выражении) | Равновесие(AD+AS) | AS(предметы потребления в стоимостном выражении) |
(1v+1m)+(2v+2m) | 2(C+V+M) |
1v+1m+2v+2m=2c+2v+2m=>
1v+1m=2c