Лекция 2. ПР и пропаганда.

Журналистика предлагает вниманию общественности определенный круг вопросов, призывая к осознанию их важности для удовлетворения социальной потребности интересов, формирует первичное отношение (положительное или отрицательное) к фактам; предлагает различные виды оценок (хорошо, плохо). Оценки м.б. полезно, но опасно. Оценка в данном случае содержит не только

С течением времени значение многих слов меняется. Изменилось и значение слова «пропаганда». Совершенно ясно, что раньше акцент ставился на непререкаемость пропагандируемых утверждений и потребности человечества и общества не ставились под сомнение его членами. А Доверие без вопросов – это Вера, а Вера является правдой. Эта непоколебимая вера в правильность своей истины, существовавшая многие годы, и определила появление пропаганды.

Имея греческие и латинские корни, термины propagation (распространение) и propaganda (пропаганда) долгие годы использовалась для описания деятельности различных религиозных организаций, предвыборных компаний, а так же правительственных программ, - все они втянуты в войну за внешнюю поддержку и помощь. Поэты, писатели, художники, композиторы и артисты соединяют в таких случаях свои усилия с усилиями государственных деятелей, политиков, должностных лиц, священников, революционеров и агитаторов. Пропагандисты вели активную деятельность по обе стороны фронта во время Войны за независимость Америки, Французской революции, Гражданской войны в Америке и т.д. Пропаганда времен Второй мировой войны и, как следствие, психологическая борьба стали предметом большого числа исследований и публикаций. Кроме исторического фона мы должны рассмотреть применение термина «пропаганда» в современном значении как его трактуем и определяем мы сами.

Пропаганда оказывает воздействие на мнение и действия людей, таким образом, чтобы человек принимающий эти мнения и демонстрируемое поведение, делал это не утруждая себя поисками причин и доказательств. Образование побуждает людей к самостоятельному поиску, пропаганда удерживает их на имеющемся уровне(Бартлет 1940 журнал политическая пропаганда).Эд Мартин: «Пропаганда предлагает готовые решения бездумному стаду» Чарз Сипманс «Пропаганда – это организованный процесс убеждение»

Вот определение профессора Гарольда Лассуэла «Существует необходимость придумать слово, обозначающее представление массовой аудитории хорошо обдуманных односторонних определений. Давайте будем использовать для этого слово «пропаганда»». Фредерик Ламель «Пропаганда это реклама, которая тем или иным способом прикрывает 1. свое происхождение или источник 2. Источник своего финансирования 3. Методы, которые она использует 4. Содержание информации, которую она насаждает 5. Результат, с которым столкнуться ее жертвы». Эдвард Бернейз (отец современного ПР) «пропаганда – это последовательная, устойчивая компания, представляющая идею или группу людей»

О Донелл и Двоветт выделяют два аспекта пропаганды. Во-первых авторы описывают модель целевой пропаганды, построенной на классической модели. Сообщение для В об Х. Или сообщение для В через С об Х. Если А при осуществлении коммуникации использует «информацию»(идеи, объяснения, инструкции), тогда целью становится обеспечение взаимопонимания между А и В. Если А в процессе коммуникации использует «убеждение» (ожидая ответной реакции, повторения или убеждение случайным образом), тогда целью становится установление взаимозависимость между А и В. Если при использовании «информации» и «убеждения» поток информации контролируется, происходит управление общественным мнением и манипуляция общественным поведением, тогда это можно назвать пропагандой, целью которой является реклама целей А, которые совсем необязательно нужны В.

Виктория О. Доннел в книге «Убеждение и пропаганда»: Пропаганда – это обдуманное и систематическое усилие, направленное на достижение отклика, который бы соответствовал намереньям пропагандиста …создание направленной коммуникации с определенными целями.

Выделяются два аспекта пропаганды: установление взаимопонимания и контроль информации.

Три вида пропаганды: «белая», «серая» и «черная». Б – это пропаганда, в которой четко указаны источники информации и представляются чаще всего точные сведения. С- источник не всегда установлен и не всегда можно ручаться за точность информации. Ч - использует ложные сведения и ложные источники.

Геббельс писал: «государство имеет полное право управлять общественным мнением. Функция пропаганды заключается не в пере убеждении, а в привлечении сторонников и удерживании их … задача состоит в том, чтобы проникнуть в каждую сферу деятельности человека с тем, чтобы изменить окружающую действительность … упрощая процесс мышления до примитивной модели представляя сложный процесс мышления до примитивной модели и представляя сложный процесс политической и экономической жизни в простых выражениях, распространять их среди населения и вкладывать их в сознание простых граждан».

Цель – это главное она оправдывает средства .. основным моментом в стремлении навязать мнение становятся не достоинства самого мнения, а обращение к другим мотивам … используется метод влияния, вместо навязывания определенного решения.

Обращаясь к вопросу о природе пропаганды, современные авторы указывают на то, что социальное и экономическое давление все больше отделяет людей от их семей, социальных групп, локальной культуры. Они описывают политическую систему, способствующую такому положению дел и обеспечивающую такую окружающую среду, в которой пропаганда будет наиболее эффективной.

Одно из наиболее сильно действующих средств пропаганды – обобщение социальных потребностей по средствам образования какой – либо группы. Обобщения обычно строятся на основе апеллирования именно к групповым нормам.

Манипуляция может быть основным инструментом, который защищает превосходство и незаслуженные привилегии меньшинства. Средства, обеспечивающие участие в широком диалоге, могут стать средствами манипулирования или принижения старых культурных традиций, патриархальной модели влияния на умы, поступков людей, отсюда следует, что сильно выражено стремление к направленной манипуляции, чем к сохранению существующего положения.

Пропаганда приняла сейчас уничижительный характер, который она не имела несколько поколений назад

· Пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих либо интересах

· Пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять точку зрения, не интересуясь хотят они того или нет

· Пропаганда делает упор на односторонние отношения.

Пропаганда является инструментом распространения идеологии и обладает рядом своих приемов. Упрямая сила власти проложит себе дорогу. Целенаправленное мотивированное воздействие на общество это и есть пропаганда. Причем это одновременно «манипулирование», «принуждение» и «сотрудничество».

Приемы пропаганды:

1. «Приклеивание ярлыков». Используется для дискредитации личности или предмета посредством звонких эпитетов: «враг народа», «дерьмократ»

2. «Сияющее обобщение» эмоционально положительно окрашенные эпитеты «Я сын трудового народа»

3. «Кража лозунгов и символов». Сложившиеся символы пытаются перекоммутировать на свой лад. Геббельс и V – символ сопротивления на Эйфелевой башне

4. «Барража» отвлечение общественного внимания от какой –либо политической или экономической реальности 1980 Олимпиада в Москве(Авган) альтернативные игры

5. «дозировка объемов правды» Бисмарк: «Лгать с помощью правды»

6. «Перенос». Суть этого приема в побуждении к ассоциациям с кем-либо или чем-либо коммуно - фашисты –демократы «Нобелевский тракторист, политический Чикатило сумел изнасиловать великую страну»

7. «Свидетельство». Приведение цитаты некой личности в зависимости от ее положительной или отрицательной репутации в конкретной аудитории. Решающую роль в данном случае играет контекстный монтаж.

8. «Фургон с оркестром» преподнесение информации как некой ценности, которую якобы разделяет большинство членов группы или общества. Здесь в практике пропаганды получил постоянную прописку прием гиперболизации эмоциональных аргументов, часто драпируемых под бесстрастные факты.

9. «Игра в простонародье» Углубить и расширить (Горбачев).

Пр – это результат развития общества, в котором идеал просвященного и рационального общественного мнения становится выше, чем улучшение понимания событий группами и индивидами.

С помощью пропаганды белое вскоре почернеет … и ожидания более сильного восприятия за счет уменьшения достоверности становятся не только неэтичными, но и не практичными.

Упор в определении ПР делается на взаимопонимание между учреждением и общественностью.

Американская школа акцентирует свое внимание на защите интересов общественности становится краеугольным камнем в деятельности специалиста ПР.

Канада: «ПР создают и осуществляют программу действий по завоеванию внимания и принятия со стороны публики»

Голландия «ПР – это систематическое развитие взаимопонимания между организацией и общественностью»

ПР смешанный тип убеждающего и внушающего воздействия в коммуникации.

Различие между пропагандой и ПР:

1. Пропаганда односторонний процесс

2. Цель пропаганды – создать движение; цель пр – достижение согласия

3. Деятельность пр- предполагает правдивость, т.к. в противном случае потеря доверия – источник больше не будет работать.

Идеология– это система определенных взглядов о человеческом обществе.

Принять идеологию это значит поступать так, как это требуется конкретному обществу, объявившему данную идеологию единственно верной. Идеологическая работа подразумевает методы, при помощи которых внедряются необходимые установки. Функции идеологии в тоталитарном обществе весьма разнообразны от истолкования практически всего до контроля практически над всем. Претендует на науку, но по сути имеет дело с аморфными и расплывчатыми понятиями. Невнятность и пространные идеологические трактаты, которые нельзя ни понять ни опровергнуть.