При первобытном строе

Родоплеменная организация общества

Значение простейших в природе и жизни человека

 

1. Простейшие являются существенным компонентом биосферы и необходимым звеном в цепи ее обмена веществ (источник питания, участник образования горных пород и др.);

2. Простейшие представляют особый уровень развития живого мира, поэтому их изучение имеет общебиологическое значение;

3. Простейшие используются как модель эукариотной клетки для исследований в области молекулярной биологии, генетики, биохимии,радиобиологии и др.;

4. Патогенные, водные, почвенные и др. простейшие имеют важное народнохозяйственное значение (седиментаторы – роль в биологической очистке вод, почвенные – участие в почвообразовании, симбионтов высших животных, паразитические представляют важный фактор естествен­ного отбора, регулирующий численность других видов жи­вотных и растений, в организме человека паразитирует около 30 видов простей­ших, вызывающие опасные протозойные заболевания и др.)

 

Государство существовало не всегда. Его возникновению предшествовал первобытнообщинный строй, который пред­ставлял собой негосударственную организацию общества. Че­рез этот этап развития прошли все народы мира.

Первоначально существовали бродячие группы людей, свя­занные совместным добыванием пищи и взаимной защитой от внешних опасностей. Во главе группы стоял вожак.

Эта стадия развития общества характеризуется как собира­тельная, когда люди собирали и потребляли естественные плоды природы. Данное состояние человечества называют стадией дикости и предысторией человеческого общества. Ис­тория начинается с появлением его организации, образования внутренних стабильных связей и взаимоотношений между от­дельным членами общества, возникновения структурных об­разований.

Переход от бродячей группы или стада к организованному состоянию человеческого общества был обусловлен развитием производительных сил общества. Появились луки, стрелы, примитивные орудия труда, формировалось первобытное зем­леделие, приручались дикие животные.

Произошел переход от собирательной к производящей экономике. В истории он получил название неолитической революции, поскольку в ее результате имели место принци­пиальные изменения в организации общества, его жизни и деятельности.

Производящая экономика требовала более устойчивой и ор­ганизованной структуры общества. Произошло естественное разделение труда, т. е. разделение социальных функций между мужчиной и женщиной. Женщины стали заниматься домаш­ним хозяйством, приготовлением пищи, изготовлением одеж­ды, воспитанием детей.

Мужчины создавали орудия труда, занимались хлебопашест­вом, рыбной ловлей, строительством жилищ. Сложилось ус­тойчивое объединение — род или родовая община, имевшая внутреннюю структуру органов, руководивших жизнью и дея­тельностью рода.

Род являлся первичной формой общественной организации, свойственной развитому первобытнообщинному строю. Чле­нов рода объединяло кровное родство, совместный коллектив­ный труд и общность имущества.

Для родовой формы организации общества характерна и пер­вобытная демократия. Управление родом, в который входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осущес­твлял старейшина, который избирался всеми взрослыми члена­ми рода. Власть старейшины не была наследственной.

Во время войн избирался военоначальник, который руково­дил родом в период военных действий.

Выборные старейшина и военоначальник выполняли работу наряду с другими членами рода.Их власть опиралась на мо­ральный авторитет, личные качества, на доверие к ним со сто­роны членов рода. Аппарат принуждения отсутствовал.

Важнейшие вопросы жизни рода решались общим собрани­ем членов рода, а старейшина проводил их в жизнь. При родо­вом строе не было властной организации, обособленной от чле­нов рода, стоявшей над ними.

Род являлся основной ячейкой общества при первобытнооб­щинном строе. Однако постепенно роды объединялись в более широкие образования. Так, у древних греков таким образова­нием была фратрия. Несколько родственных фратрий состав­ляли племя.

Каждое племя имело собственную территорию и имя. Сопле­менники, как правило, разговаривали на одном диалекте, имели общие культовые обряды. Во главе племени стоял совет, состо­явший из старейшин и военоначальников родов. Совет заседал публично. На нем могли присутствовать все члены племени и участвовать в обсуждении вопросов. Так, например, у славян су­ществовали племена вятичей, древлян, полян, кривичей и др., на базе которых в последующем сложились княжества, т. е. госу­дарственные образования.

Таковы наиболее общие характерные черты догосударственной организации первобытного общества и действовавших в нем органов власти.