Работы в России

Тема 1. Теоретико-методологические проблемы истории социальной

Социальная работа– это вид деятельности лю­дей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Категории людей, нуждающихся в помощи: ребенок, пожилой человек, боль­ной, инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т. п. Спектр оказания помощи: человек — человеку; община — человеку; взрослый — ребенку, сироте; здоровый — больному; служба социальной помощи — безработному, пенсионеру, многодетной семье и т. д.

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Цель социальной работы сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Цель социальной работы состоит в том, чтобы путем деятельного соучастия социального работника, в процессе человеческого общения, посредством взаимоотношений между конкретными людьми содействовать установлению гармонии между составляющими сущность человека ипостасями - биологической, социальной, психической и духовной. В данном случае под гармонией можно понимать биологическую и психическую и стабильность (равновесие), позволяющую индивиду духовно возвышаться и реализовывать свои способности через систему социальных отношений.

Социальная работа как практическая деятельность, в главном, направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. В этой связи общая цель включает в себя следующие составляющие:

  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • адаптация или реадаптация людей в обществе;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

Социальная работа не ограничива­ется лишь достижением практических целей, но и несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и рав­новесия в обществе, предупреждение социальных кон­фликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Социальная работа выполняет роль общественного амортизатора.

В связи с этим цель курса: анализ процесса развития и становления социальной работы как общественного института, изучение исторического опыта социальной работы, проводившейся государственными органами, церковными учреждениями, благотворительными ассоциациями, частными лицами, самоуправляющимися объединениями в лице земских институтов, городских обществ, крестьянских общин и др.

Будущему специалисту службы социальной помо­щи важно знать историю генезиса профессии соци­ального работника и виды духовной и материальной помощи. Необходимо также усвоить технологический процесс теоретической и практической подготовки специалистов социальной сферы деятельности: педа­гогов, психологов, организаторов и воспитателей.

Отсюда вытекают и основные задачи курса «История социальной работы:

- показать общие закономерности и специфику развития социальной работы в России и за рубежом (в т.ч. эволюцию взглядов и концептуальных подходов);

- обосновать основные периоды ее развития;

- изучить изменение форм, методов и принципов социальной работы (в т.ч. для использование данного опыта в дальнейшей работе);

- расширить представление о роли, месте и значении социальной помощи в сохранении социальной стабильности и развитии общества;

- способствовать развитию гордости за будущую профессию и уверенности в правильности ее выбора.

Социальная работа не является неким элементом, привнесенным в социальную ткань общества извне. В виде помощи и взаимопомощи она существовала в человеческом сообществе испокон веков, имея под собой прочную основу универсальных духовных ценностей. И в России, где всегда были сильны гуманистические христианские традиции, социальная работа развивалась долгое время на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия, призрения. В профессиональном варианте социальная работа появилась на Западе в начале XX в., на государственный уровень она вышла в начале 30-х годов. С тех пор социальная работа во многом прогматизировалась, подчас отойдя от своих духовных истоков.

Историческое прошлое социаль­ной работы — не только многовековая коллективная память за­конодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультур­ной среде с учетом ментальности конкретной территории (Россия, западные страны).

В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до IV-V вв н.э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX – XX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом (по К.В. Кузьмину, Б.А. Сутырину):

I. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IХ-Хвв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) бла­готворительности (X – нач. XVI вв.).

III. Период церковно-государственной благотвори­тельности (XVI – XVIIвв.).

IV. Период государственной благотворительности (XVIII-нач. XX вв.).

V. Период социального планирования (1917— 1991 гг.).

VI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).

Несколько иначе периодизация социальной работы в России выглядит у М.В. Фирсова:

I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.

II. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.

III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.

IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.

V. Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в.

VI. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.

VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоя­щее время

Особенностью развития социальной работы в России в отличие от зарубежного опыта является то, что первоначальные формы социальной работы в России появляются гораздо позже, чем на Западе. Это связано, в первую очередь, с тем, что западная цивилизация гораздо древнее, чем Россия и, следовательно, в разные периоды времени Россия и Запад находились на разных стадиях общественного развития, что повлекло некоторое отставание на раннем этапе зарождения социальной работы. Однако принятие христианства даёт мощный толчок в развитии социальной работы в России, которая как бы перешагивая филантропический период, характерный периодизации социальной работы на Западе, одновременно с Западом сразу вступает в период общественной благотворительности. Затем сдерживающим фактором в развитии Российского государства и социальной работы в нём явилось монгольское нашествие (более чем на двести лет). В XVI-XVII вв. в России снова наблюдается специфика развития социальной работы. Она проявляется в возникновении особого церковно-государственного типа призрения и переходе лишь со 2 пол. XVII в. к государственной благотворительности на фоне того, как Запад уже с XVI-XVII вв. вступил в период государственной благотворительности. Также в странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (легализуется институт нищенства). В XVIII в. различия в развитии нивелируются благодаря реформам Петра I. С нач. XX в. наблюдается специфика России, в которой вновь наблюдается промежуточный период – период социального планирования, охарактеризованный введением единой государственной системы социального обеспечения и лишь с 90-х гг. переход к периоду социальной работы, в то время как на Западе он наступил на рубеже XIX – XX вв. Это было связано с образованием СССР и свойственной данному этапу развития российского общества коммунистической идеологии, которая в основе деятельности социальной работы ставила государство как единственного субъекта помощи.

Основные этапы изучения истории социальной работы в России:

1 этап – нач. XIX в. – начало специального и целенаправленного изучения социальной рабо­ты в России. Про­цесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических па­радигмах: общественном призрении и христианской благотво­рительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благо­творительность). Разнополярность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи. Выделяются два светских подхода к изучению истории российского опыта социальной помощи в России. Один из них дан в работе А. Стога «О об­щественном призрении» (СПб., 1818). Подчеркивая важность государственного подхода в деле обще­ственной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию го­сударственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской исто­рии — X-XI вв. Параллельно с данным подходом развивается и другой – с точки зрения христианской благотворительности. В связи с тем, что практика христианского милосердия имеет более ран­нюю общественную традицию, чем государственная, историо­графия христианской благотворительности развивается в этот период по нескольким направлениям: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозна­чаются исторические тенденции частной христианской благо­творительности.

2 этап – рубеж XIX-XX вв. – складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, исто­рия направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контек­сте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии. Исследователи связывают развитие практики социальной по­мощи не с объективными противоречиями общественной жиз­ни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотива­ми тех или иных исторических деятелей.

В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы кон­ца XIX – начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, ча­стной благотворительности. Исследование церковно-приходского призрения содержат крупные труды В. Бензина, А. Папкова, С. Рункевича, С. Юшкова. Характерно, что ими изучает­ся как само направление в контексте истории России, так и ис­тория приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмеча­ют преемственность идеологии помощи, ее влияние на станов­ление гуманистических общественных отношений.

В 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них нахо­дят отражение традиционные народные формы помощи и под­держки, история общественной помощи, оказываемой земства­ми и их различными учреждениями.

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учрежде­ний и частных благотворителей. В 70-х гг. начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьей). Появилась целая серия работ историков, раскрывающих сущ­ность данных организаций. В поле зрения исследователей находятся также общества Красного Креста, иные благотворительные организации, кото­рые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.

3 этап – нач. XX в. – 80-е гг. XX в. – появляются фундаментальные работы, посвя­щенные вопросам частной и общественной благотворительнос­ти, а также возникает новый научный жанр — исторический очерк. Издано большое количество работ, рассказывающих о филан­тропической деятельности представителей различных сословий в XVII-XIX вв. Оформляется предмет исторического познания, в котором находят отражение конкретные социальные явления: история обществ, благотворительных заведений, деятельность отдель­ных людей. Можно наблюдать историческую реконструкцию прошлого через осмысление тех или иных направлений дея­тельности общественного призрения и одновременно осмысле­ние социальных процессов через исторический опыт зарубеж­ных стран и намечается еще одна историческая сфера познания социальной помощи.

Особое направление в изучении социальной помощи рассмат­риваемого периода – исследование определенных социальных групп, которые отражали происходящие в стране различные со­циально-исторические процессы, исторические трансформации (миграция, урбанизация, разрушение геополитического про­странства и т. п.). История нравов, поведе­ния, ценностных ориентации мотивов девиантных групп стано­вится особым социальным полем и предметом научной рефлек­сии в контексте проблем социальной помощи.

Дальнейшее изучение исторического опыта социальной помо­щи и защиты происходит уже в первые годы советской власти в основном с марксистских позиций. Историческое прошлое ин­терпретируется в контексте идей классовой борьбы. В то же время формируются новые традиции в освещении не исто­рического прошлого, а исторического настоящего, когда «исто­рия повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. Исторический опыт общественной помощи и поддержки на данном этапе не вы­деляется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах М. Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Гре­кова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Ро­гова, Н. Синицыной и других историков.

4 этап – с кон. 80-х – нач. 90-х гг. XX в по настоящее время – появление системных исследова­ний российского опыта помощи и поддержки. Первые шаги в осмыслении ис­торического прошлого социальной помощи были сделаны в ра­ботах, посвященных феномену российского меценатства и бла­готворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Неще-ретнего и др. В конце XX в. в российской историографии создана периодизация истории социальной работы в связи с появлением новой профессии – социального работника. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы – целостный культурно-исторический про­цесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.

Терминология курса:

В русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин – призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «забо­титься о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звуча­ние.

Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектомпомощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же пони­мается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основ­ных типов призрения: частный (индивидуальный); групповой; общественный (в том числе общинный и церковный); государственный.

Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». Открытая си­стема призрения – это нерегламентированная, хао­тическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подая­ние). Закрытая система призрения – это специали­зированные благотворительные заведения, деятель­ность и содержание работы которых регламентиро­ваны законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалид­ные дома, работные дома и т. п.).

К основным видам социальной помощи относятся:

1. Постоянное попечение (по отношению к полнос­тью нетрудоспособным или неизлечимо больным людям).

2. Срочное попечение (преимущественно по отноше­нию к детям-сиротам, которые, не будучи неизле­чимо больными либо калеками, впоследствии об­ретут трудоспособность).

3. Временное попечение (по отношению к тем катего­риям нуждающихся, которые в силу стечения об­стоятельств оказались у «края жизни», на ее «обо­чине»: беженцы, вынужденные переселенцы, безработные и др.).

4. Трудовая помощь (содействие в получении профес­сии, повышении квалификации, трудоустройстве и т. п.).

5. Социально-психологическая реабилитация и адап­тация (помощь в преодолении жизненных проблем и трудностей, стрессов и депрессивных состояний и т. п.).

6. Социокультурная анимация(организация досуга).

Общие принципы благотворительности,на которых и осно­вывается современная система социальной помощи за рубежом и в России:

а) обязанность организации призрения для государ­ственного и местного управления;

б) разделение призреваемых по разрядам;

в) учет индивидуальных особенностей;

г) приоритет трудовой помощи;

д) учет местных условий.