Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, к другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг – это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, осознает их и реализует в своей деятельности. Долг может быть социальным (патриотический долг судьи, долг следователя) или личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский). Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым. Будь! – долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, требует претворения ее в жизнь. Быть человеком долга – значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Категория долга – одна из важнейших среди категорий профессиональной этики юриста. В глазах общества юрист должен выглядеть как непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справедливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы. Долг юриста быть беспристрастным и справедливым, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Честь – категория этики, означающая моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).
Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному Ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести – высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распространено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».
Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распутства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опрометчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не меньшей степени необходимы в системе правоохранительной деятельности.
Например, Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД, принятый в 24.12.2008 г., обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его репутации.
Таким образом, этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Уточним, что этика учит морали, сообщая не абстрактное, а практическое знание, побуждающее действовать.
Говорят, что научить морали нельзя, но научиться можно. Верно ли это? Несомненно, поскольку поучений никто не любит, никому не нравится, когда ему «читают мораль». Согласитесь, что уговорить человека поступать по совести весьма затруднительно. Нравственную позицию можно выбрать только самостоятельно, и это ваше дело, на что вы будете опираться - изучать суждения мудрецов, или слова и поступки людей, равняться на лучшее нравственное поведение с этой точки зрения. Этика предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства самосовершенствования.
Кроме этого, удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно. Разве можно, например, выяснить причины существования несправедливости? Или выяснить причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а негодяи торжествуют? Добрые поступки объяснить еще сложнее, поскольку добро обычно делают не «почему-то», не по тому, что мне растолковали, что есть добро, а потому, что я не могу по-другому. Есть нравственные очевидности, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Еще Ф. М. Достоевский на примере Раскольникова показал, что рационально обосновать можно даже преступление, а вот теорему добра доказать не удается. Именно поэтому в этике нельзя получить такой ответ, как в математике: однозначный, логично доказанный и экспериментально проверенный. От тезиса к тезису, от одной точки зрения к другой – только таким путем дается общая сложная картина морали в истинном свете.