Технологические и эксплуатационные разъёмы фюзеляжа

Для сокращения цикла сборки фюзеляж (особенно фюзеляж большого самолета) целесообразно расчленить по длине на несколько отсеков. Сборка каждого отсека производится в отдельном стапеле. Стыковка отсеков производится в стапеле общей сборки фюзеляжа.

Такой способ сборки требует создания рациональной конструкции технологических разъемов. Технологические разъемы фюзеляжа делаются по шпангоутам. На рисунке 16 показаны элементы стыковки отсеков фюзеляжа.

 

1 – шпангоут; 2 – болт; 3 – фитинг; 4 – стрингер;

 

Рис.16 Рис.17

 

По технологическому разъему режутся все элементы продольного набора. Передача осевых усилий, действующих в лонжеронах и стрингерах, осуществляется при помощи специальных стыковочных фитингов. Кроме того, стыковка производится и по контуру шпангоутов.

В фюзеляжах некоторых самолетов иногда приходится делать эксплуатационные разъемы. Так, например, при расположении двигателя в хвостовой части фюзеляжа последняя обычно в этом случае делается легкосъемной. С эксплуатационной точки зрения число стыковых узлов в таком разъеме должно быть возможно меньшим.

Однако уменьшение стыковых точек в стрингерном, и особенно в фюзеляже типа монокок приводит к утяжелению конструкции. Поэтому при выборе количества стыковых точек конструктор должен стремиться найти оптимальный вариант, удовлетворяющий как эксплуатационным требованиям, так и требованиям минимальной массы.

Узлы разъема монтируются на лонжеронах и усиленных стрингерах. Для лучшего включения обшивки в работу устанавливаются дополнительные профили и листовые подкладки, обеспечивающие передачу сосредоточенной нагрузки с узла на большую площадь обшивки. Конструкция узлов разъема фюзеляжа должна обеспечивать простоту стыковки и расстыковки и не ухудшать аэродинамику фюзеляжа.

Примером такой конструкции может служить узел, изображенный на рисунке 17. В фитинг 1, служащий для соединения лонжерона 4(или стрингера), либо закладывается болт, либо ввертывается шпилька 5. На такие болты (или шпильки) устанавливается другая часть фюзеляжа, в фитингах которой имеются окна 6. Через эти окна осуществляется постановка гаек 7. После того как все гайки будут завинчены, окна закрываются легкосъемными крышками. Конструкция фитинга на отъемной части фюзеляжа обеспечивает передачу сосредоточенной нагрузки со стыкового болта на лонжерон (или стрингер) и обшивку и соединяет их со стыковым шпангоутом этой части фюзеляжа.