Значение, определение и постановка целей

Не прибегая к разложению в ряд Фурье, определить коэффициенты амплитуды и формы кривой на рис. 4.

Ответ: .

7. Определить действующее значение напряжения на зажимах ветви с последовательным соединением резистора с и катушки индуктивности с , если ток в ней . Рассчитать активную мощность в ветви.

Ответ: U=218 В; Р=1260 Вт.

8. Определить действующее значение тока в ветви с источником ЭДС в схеме на рис. 5, если ; .

Ответ: I=5,5 A.

Кто не знает, в какую гавань плывет,
у того нет попутного ветра.
Сенека

Значение постановки целей определяется тем, что люди, точно знающие, что делать, самоопределяются, самоутверждаются намного быстрее и являются наиболее преуспевающими.
Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно господствуют требования момента.
Определять свои цели рекомендуется в следующей последовательности:
1) прояснение потребностей;
2) прояснение возможностей;
3) принятие решения о том, что вам нужно;
4) выбор;
5) уточнение цели;
6) установление временных границ;
7) контроль своих достижений.
Специалисты советуют письменно излагать свои цели. Изложение своих мыслей на бумаге побуждает вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.
Известный немецкий ученый Л. Зайверт представляет процесс постановки целей через реализацию следующих этапов:
1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.
2. Дифференциация во времени жизненных целей.
3. Разработка путеводных представлений в профессиональной сфере.
4. Инвентаризация целей.
Как только определились личные и профессиональные цели нужно заниматься личными ресурсами, т. е. средствами для достижения поставленных целей. Л. Зайверт называет этот процесс ситуационным анализом.
Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.
Следует определять настоящее местонахождение, где на своей «кривой жизни», отметив крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого требовались и каких недоставало. Определив свое настоящее местонахождение нужно ответить на следующие вопросы.
В личной сфере:
• Жизненный путь, какими были крупнейшие успехи и неудачи?
• Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)?
• Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения?
• При каких обстоятельствах присутствует чувствование себя сильным, побежденным, слабым?
• Какие меры предпочесть для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?
• В чем могут раскрыться возможности? В чем не могут? Что можно сделать?
• Что хочется конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?
В профессиональной сфере:
• Знаю ли я задачи по работе на моей должности?
• Знаю ли я, чего от меня ждут?
• Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?
• Устанавливаю ли я приоритеты?
• Выполняю ли я своевременно свои задачи?
• С какими неудачами я должен считаться?
• Каковы главные преимущества моей работы? На основании анализа основных этапов своей жизни нужно составлять баланс личных успехов и неудач (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Баланс личных успехов и неудач

Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл. 1.2).
Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей. Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования, которые дают возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках.
Таблица 1.2 Мои способности

В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Например, выберите пять важнейших целей, и определите необходимые для этих целей средства (табл. 1.3). Проверьте, чего еще вы должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели, укажите необходимую для достижения целей квалификацию и поставьте конкретные реальные практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.
Таблица 1.3
Анализ «цель - средство»

В совокупности целей каждого человека обнаруживаются цели главные и промежуточные, подчиненные главным, но без которых нельзя достичь конечной цели. К одним целям человек проявляет чрезвычайный интерес и готов пожертвовать самым дорогим для их достижения; другие же цели его мало волнуют и не затрагивают его эмоциональной сферы. Такая система соподчиненных целей называется деревом целей.
Французский социолог Б. Гурней выделяет четыре типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию.
1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.
2. Стремление к повышению жизненного уровня. Для понимания этой цели следует иметь в виду, что удовлетворенность работников своей заработной платой зависит не только от абсолютной величины вознаграждения, но и от соотносительной величины заработной платы их коллег.
3. Стремление к власти. Эта цель распадается на ряд взаимосвязанных подцелей: стремление к расширению круга своих полномочий, к достижению автономии, к продвижению вверх по служебной лестнице.
4. Стремление повысить и укрепить престиж. Эта цель разбивается на две подцели: укрепление личного престижа и престижа самой организации.
Важным условием достижения карьерных целей является их правильная постановка. Личные цели должны отвечать следующим требованиям:
• Человек чувствует себя лично заинтересованным в их достижении.
• Возможно успешное продвижение к ним малыми шагами.
• Установлены временные пределы.
• Четко установлен конкретный конечный результат.
Наряду с общими целями важно ставить перед собой и краткосрочные подцели и добиваться промежуточных успехов. Окружающая нас действительность и мы сами постоянно меняемся, поэтому цели необходимо систематически анализировать и при необходимости пересматривать, искать наилучшие из имеющихся возможностей.