Вопрос 4 Проблема единства мира в истории философии и науки
Вопрос 3 Пространство и время как формы существования материи.
В истории философии существовали 2 подхода:
1) Субстанциональный (Эпикур, Ньютон), согласно которому пространство и время – самостоятельные сущности (субстанции), которые существуют наряду с материей и независимы от неё (Ньютон). Пространство – огромное космическое ведение вещей.
2) Реляционный – пространство и время, не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемых движущимися друг относительно друга и взаимодействующими материальными объектами (Аристотель, Лейбниц, Гегель и А. Эйнщтейн. Согласно данному подходу, пространство и время отдельно от материи существовать не могут, они всего лишь атрибуты материи, формы её существования. Более того, пространство и время органически связаны между собой, а их свойства изменяются в зависимости от характера материальных процессов. Например, скорости движения материальных объектов.
Эйнштейн в своей теории относительности доказал такие относительные характеристики, как длина, временной интервал, свойство одновременности не являются абсолютными, а зависит от взаимного движения и скорости материальных тел. Согласно данной концепции, пространство – форма существования материи, которая характеризует местоположение объектов, их способность обладать протяжённостью, дискретностью, дифференцированностью. Это такая объективная форма существования материи, которая характеризует порядок смены событий, длительность существования объектов и последовательность состояний. Пространство и время обладают как общими, так и специфичискими чертами. К общим относят материальность, абсолютность, относительность, противоречивость, пространство, время, безграничность – материальный мир не имеет границ в пространстве и времени. Различия проявляются в следующем: 1) быть в пространстве – значит, существовать одно рядом с другим, а быть во времени – значит, перемещаться. Отсюда пространство обратимо, а время необратимо.
Интерес к этой проблеме возник задолго до появления самой философии.
1) Первая попытка решения этой проблема содержится в мифах, в которых в единое целое сводились все явления. В этой связи в греческой философии возникло понятие космоса, означающее вселенский порядок.
2) Для мифологии характерно стремление объяснить многообразие явлений окружающего мира, их происхождение из единого источника. В этой связи появилось понятие «тотем», т. е. некий общий предок.
3) в религии источник единства связан с богом, в античной философии эта проблема обозначалась понятием «архе», - «из чего всё». Под воздействием научных открытий, сделанных естественными науками, утвердился естественный подход к утверждению единства мира. Его суть сформулировал Ф. Энгельс: мир един по своей материальности. Это доказывается всей многотрудной историей развития философии. В современной философии это положение конкретизируется тезисами:
1) мир един, поскольку он имеет единую материальную субстанцию;
2) мир един по своей физической структуре
3) мир един по внутренним отношениям между явлениями, в основе которых лежит, прежде всего, причинность, признаками которой являются временная последовательность, необратимость, порождаемость и ряд других;
4) мир един по своим законам, которые вносят порядок в протекаемые в окружающем мире процессе;
5) мир един по своему происхождению.