Гражданство и национальная идентичность.
Вплоть до середины 80-х гг. казалось, что история перешла в кристаллическое состояние - все изменяется, но ничего не происходит.
Три исторических движения нашей приобретшей мобильность эпохи затрагивают отношение гражданства и национальной идентичности:
1) Немецкое объединение, освобождение восточно- и среднеевропейских государств от советской опеки и распространившиеся по всей Европе национальные конфликты придают неожиданную актуальность вопросу о будущем национального государства.
2) Становление Сообщества Европейских Государств, важной вехой которого является вступление в силу в 1993г. соглашение об общем внутреннем рынке, по-новому освещает отношения национального государства к демократии: демократические процессы в рамках национальных государств безнадежно отстают от процессов экономической интеграции, происходящих на наднациональном уровне.
3) Миграционная волна из бедных регионов Востока и Юга.
* * *
1) “Исчезновение семантической связки между понятиями гражданства и национальной идентичности отражает тот факт, что сегодня, с превращением Европейского сообщества в политической союз, постепенно исчезает и классическая форма национального государства”.(с.211)
“Нац.государство и демократия - близнецы, порожденные французской революцией”(с.212)
“Национализм - такая формация сознания, которая предполагает отфильтрованное через историографию и рефлексию усвоение культурных традиций. Он возникает в среде образованной буржуазной публики и распространяется через каналы современной массовой коммуникации. И то и другое - литературное опосредование и публицистическое распространение - придает национализму искусственные черты; будучи некоторого рода конструктом, он изначально предрасположен к манипулятивным злоупотреблениям, осуществляемым политическими элитами”. (с.212-213)
Natio - имя богини рождения и происхождения. Слова “нация” относиться, так же как и gens и populus и в противоположность civitas, к тем народам - диким, варварским, языческим, которые еще не организованы в качестве политических союзов. В соответствии с этим классическим словоупотреблении нации представляют собой родовые сообщества, которые интегрированы географически - через поселение и соседство - и культурно - благодаря общности языка, обычаев и традиций, - но еще не обладает государственной организацией, которая бы интегрировала их политически.
“Нация граждан обретает свою идентичность не в этнически-культурных сходствах, но в практике граждан, которые активно используют свои демократические права на участие и коммуникацию” (с.214)
“Смысл демократических процедур правового государства в том и состоит, чтобы интитуализировать коммуникативные формы, необходимые для разумного формирования воли”(с.71)
“Общество в целом может быть представлена как одна большая ассоциация, опосредующая себя через посредничество права и политической власти” (с.48).
Двойственность политического - с.50
Инструменталистски-индивидуалистическое понимание роли гражданина (либеральная традиция) - коммунитаристски-этическая стратегия (республиканская традиция) - с.219-...
¯
участие в управлении - сущность свободы
“Политическая автономия есть та цель, воплотить которую в действительность никто не может сам по себе, в частном преследовании собственных интересов; воплотить ее могут лишь все вместе, на пути интерсубъективно осуществляемой практики. Правовое положение гражданина конституирует себя в сети эгалитарных отношений взаимного признания. Оно требует от каждого принятие перпективы учасника, перпективы первого лиц множественного числа - не только перспективы наблюдателя, перпективы ориентированного на собственный успех наблюдателя или действующего лица”. (с.221)
NB: статус гражданина, конституированный правовым образом должен быть созвучен мотивам и убеждениям ориентированного на общее благо гражданина.
¯
коммунитаристы настаивают на том, что гражданин должен “патриотически” идентифицироваться со своей формой жизни
* * *
2) Системная интеграция (единство рынков капитала, товаров и труда; “деньги стали ананомимным, действующим поверх голов участников общественной (социальной) интеграции”
¯
осуществляемая через ценности, нормы и взаимопонимание, т.е. оппосредованной сознанием действующих лиц. “Политическая интеграция, осуществляющаяся с помощью инттитута демократического гражданства, образует один из аспектов этой всеобщей социальной интеграции” (с.224)
“Развитие Европейского сообщества отражает то же самое напряжение между капитализмом и демократией... Здесь оно проявляется в вертикальном перепаде между системной интеграцией хозяйства и управления, которая происходит на наднациональном уровне, и осуществляемой на уровне национльного государства политической интеграцией”.
Ю.Х. указывает на технократический облик Европейского Сообщества.