Свобода в человеческой деятельности.

 
 
Человек приговорен к свободе. Ж.-П.Сартр

 

 


Свобода – одна из основополагающих идей для культуры. Она отражает такое отношение к себе и своей активности, когда причиной этого отношения является он сам. Свобода отражает независимость субъекта от природных, социальных, межличностных и иных внешних по отношению к человеку факторов. Но свобода одного человека с необходимостью соотносится со свободой другого человека, разных субъектов. Свобода – это причинная обусловленность социальной активности личности, всегда ограниченная свободой других людей и объективными условиями. Поэтому и существует выражение: свобода есть познанная необходимость (Г.Гегель).

В разговорном языке термин «свобода» имеет несколько значений:

· возможность человека мыслить и действовать самостоятельно, в соответствии со своими интересами и целями;

· отсутствие экономического политического, духовного и иного гнета;

· личная независимость от кого-либо или чего-либо.

В повседневном обиходе этот термин также используется для выражения состояния человека, легкости. Непринужденности его действий, движений. Кроме того, свобода – это выход из неволи.

В обществе человек часто несвободен, поскольку существуют внешние факторы, которые определяют выбор форм и способов поведения, общения и деятельности, их содержание и последовательность. Человек несвободен, поскольку всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических и умственных возможностей. Характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям.

Свобода личности постоянно соотносится с его несвободой. Отсюда вытекает парадокс истории, верно подмеченный Ж.-Ж.Руссо: «человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

Чтобы понять сущность свободы личности важно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой свобода немыслима.

Волюнтаризм– это признание определяющего значения воли над проявлениями духовной жизни человека. Воля считается слепым, неразумным, или, напротив, сверхразумным (божественным) первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. В реальности волюнтаризм проявляется как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы общества.

Действовать в духе волюнтаризма, значит не считаться с объективными законами природ и общества, с мнениями интересами других людей, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества. Многие революционеры испытывали желание «подтолкнуть» ход истории в желаемом для них направлении, навязывая свою, иногда очень сильную волю. Однако история показывает, что за такого рода попытки народы платят очень высокую цену: людские жертвы, нищета, разорение, замедление развития.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя их судьбой, или детерминизмом, когда каждое событие жестко связано с предыдущим. При таком подходе не остается места для свободного выбора и творчества человека. Жестка необходимость и как следствие, полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии, оккультных учений, равно, как и для всевозможных социальных утопий.

Но человек в обществе свободен, причем не только духовно, но и в самой практике. Свобода – это самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути. Свобода есть творческая раскрепощенность человека. Она означает освобождение человека от диктата внешних сил и обстоятельств – как природных, так и социальных. Свобода предлагает действовать по «своему усмотрению», определять самого себя. У человека, как известно, есть множество вариантов для выбора. И свобода – это не только возможность сделать выбор своего жизненного пути, но и сам выбор человека. Вне свободы человек не может раскрыть свою творческую сущность. Вот почему творческая деятельность нуждается в свободе.

Свобода в деятельности человека одновременно абсолютна и относительна:

 

 


 

 

Выделяют несколько моделей свободных взаимоотношений личности и общества:

1. модель борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой; но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может односторонне воспринимать условия своей жизни и общественные отношения в целом, борясь за свободу, он может оказаться в еще худшем рабстве; (Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», картина написана после французской революции 1830 г.)

2. модель «бегства от мира», когда человек не в силах обрести свободу среди людей, уходит от общества в монастырь, в одиночество, в себя, свой мир, чтобы там найти способы свободной самореализации;

3. модель адаптации к миру, когда, жертвуя чем-то в стремлении обрести свободу, идя на добровольное, но нежелаемое подчинение, личность обретает новый уровень свободы.

Свобода имеет свои пределы и границы проявления. Это не вседозволенность или анархия, а порядок в обществе и духовном мире человека. В противном случае свобода обретает негативную форму, проявляясь в деструктивных, разрушительных действиях человека. Вот почему всегда так важно понять: свобода для кого или для чего, для каких целей? Границами свободы должна быть свобода другого человека, социальной группы и общества в целом, т.е. свобода должна предполагать и свободу для каждого другого. В этом смысле, сегодня, как никогда актуально звучат слова Вольтера: «Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать»

Таким образом, в понимании свободы можно выделить три важных момента:

1. основанием свободы является познание и овладение законами природы, общества и мышления;

2. свобода предполагает возможность самому без принуждения или повеления принимать решения, осуществлять выбор целей и средств и достигать их не в ущерб себе и обществу;

3. свобода означает свободно и независимо от других людей и обстоятельств осуществлять свою активность по удовлетворению интересов, соотнося их с интересами других людей и общества в целом.

 

Наконец, необходимо подчеркнуть: свобода может рассматриваться и как величайшая ценность. Издревле человека, который стремился обрести свободу, подвергали изощренным пыткам, предавали проклятиям. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие. Но история одновременно и полна примеров добровольного подчинения чужой воле: великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на той предпосылке, что люди страшатся свободы, чураются ее. «Бегство от свободы» так назвал свою книгу, написанную в 1941 г. Э. Фромм. И действительно, страх перед свободой настолько силен, что люди готовы отказаться от нее, ради спокойного, сытого, гарантированного существования. Почему? На этот вопрос, наверное, лучше всего ответил Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: ибо свобода это бремя (в дополнительных материалах к этой лекции вы найдете фрагмент из этого романа – «Легенда о Великом Инквизиторе»), поскольку сопряжена с колоссальной ответственностью.

Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Свобода и ответственность две стороны одного целого. Делая выбор, человек одновременно берет на себя ответственность за него. Своим выбором человек сам создает свое будущее, реализует свой собственный проект. Ответственность за выбор усугубляется еще и тем, что, выбирая себя, свой путь, человек «выбирает все человечество», показывая пример поведения для других. Ответственность – неизбежная цена свободы и воздаяние за нее. Свобода требует таких проявлений ответственности как разумность, целесообразность, нравственность и воля, без которых она будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми.

Ответственность личности имеет две стороны:

1. внешнюю – как возможность применить к личности определенные санкции: личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при исполнении возложенных на нее обязанностей, она несет моральную и правовую ответственность;

2. внутреннюю – как ответственность личности перед собой: наличие чувства долга, совести, способность человека осуществлять самоконтроль и самоуправление.

Итак, подведем итоги: Свобода выступает как ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный потенциал человеческой деятельности. Важно различать свободу и своеволие, вседозволенность. Свобода – это нравственный императив (требование). Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободой для других. Ущемляя чужую свободу, человек рискует сам оказаться в зоне дефицита свободы.