Концепция «жесткой» (откровенной) гегемонии США.

Она разрабатывалась учеными и политиками, по убеждениям представляющих правое направление традиционного консерватизма. Отдельно следует сказать о З. Бжезинском и М. Олбрайт, которых можно было бы охарактеризовать как либералов с крайними консервативными взглядами (в какой-то степени это относится и к М. Макфолу). Согласно этой концепции, США имеют исключительные права и возможности для формирования нового миропорядка по американской модели, в соответствии с западными ценностями, на основе уже имеющихся международных политических, военных и экономических организаций, которые доказали свою эффективность и обеспечили Западу победу в холодной войне. По мнению сторонников такого подхода, остальные члены мирового сообщества, в том числе Россия, не должны сопротивляться установлению нового нормативного порядка, а максимально встроиться в новую систему, чтобы не остаться «за бортом» и не проиграть от положения аутсайдера в мировой политике, так как впоследствии все равно придется играть по установленным правилам, только на менее выгодных условиях.

Либерально-консервативная концепция лидерства («либеральная гегемония»). Она была предложена либеральными учеными и политиками. В ее основе — также идеи гегемонии, оформленные в либеральных терминах: идеи американской исключительности и мессианства заменены идеями распространения демократии и рыночной экономики американского образца. Именно этой концепцией руководствовалась администрации Клинтона при разработке своей внешнеполитической стратегии.

Либерально-реалистическая концепция лидерства.Она отстаивается противниками гегемонии вообще и американской гегемонии, в частности, число которых среди американских ученых и политиков невелико. В основе этой концепции — более сбалансированная оценка ситуации в мире и возможностей Соединенных Штатов, признание необходимости отказаться от мессианских идей, не препятствовать укреплению других центров силы в мире и проводить политику встраивания США в концерт ведущих держав. Сторонники данной концепции, не отрицая сверхдержавности Соединенных Штатов, не признают за ними право на безальтернативное мирорегулирование, рассматривают современную ситуацию как переходную, в процессе которой формирование новой системы международных отношений будет испытывать влияние главного полюса силы, но не будет (и не должно) определяться диктатом США.