Крупнейшие конфликты и военные операции XX в. с участием Вооруженных сил США
Название конфликта/военной операции | Даты | Статус | Содержание |
Война в Корее | 1950–1953 | Операция по принуждению к миру ООН | Сдерживание агрессии КНДР против Республики Корея |
Вторжение на Кубу (операция в заливе Свиней) | Военная акция США | Попытка свержения социалистического правительства Ф. Кастро | |
Война во Вьетнаме | 1965–1973 | Гражданская война | Оказание помощи проамериканскому правительству |
Война в Лаосе | 1960–1973 | Гражданская война | Оказание помощи проамериканскому правительству |
Интервенция в Гренаду (операция «Вспышка ярости») | Военная акция США | Свержение правительства Х. Остина | |
Акция против Ливии (операция «Каньон Эльдорадо») | Военная акция США | Возмездие за взрыв самолета компании «Панамерикан», осуществленный ливийскими террористами | |
Вторжение в Панаму (операция «Правое дело») | Военная акция США | Свержение режима М. Норьеги | |
Операция «Буря в пустыне» в Ираке | Операция по принуждению к миру ООН | Сдерживание агрессии Ирака против Кувейта | |
Операции «Возрождение надежды» и «Продолжение надежды» в Сомали | 1992–1995 | Миротворческая операция/операция по принуждению к миру ООН | Обеспечение безопасности гуманитарной помощи, прекращение гражданской войны в Сомали |
Операция «Преднамеренная сила» в Боснии | Операция НАТО | Поддержка боснийских мусульман и хорватов протии боснийских сербов и Сербии | |
Операция «Объединенные усилия» в Косово | Операция НАТО | Поддержка косовских албанцев против сербского правительства С. Милошевича | |
Операция «Несокрушимая свобода» в Афганистане | Операция НАТО | Свержение режима талибов. Возмездие за террористическую атаку на США 11.09.2001 | |
Операция «Шок и трепет» в Ираке | Военная акция США и их союзников | Свержение режима Саддама Хусейна | |
Операция «Одиссея. Рассвет», «Союзный защитник» в Ливии | Военная акция США и их союзников, Операция НАТО | Свержение режима Муаммара Каддафи. |
Важнейшей особенностью внешнеполитического курса США является стремление к лидерству (гегемонизм). Когда после распада СССР и краха мировой социалистической системы США оказались в роли единственной сверхдержавы, в американской общественно-политической мысли сформировалась «концепция американского глобального лидерства» в «мягкой» и «жесткой» форме. В основе «жесткой гегемонии» лежат представления о США как о единственной державе, обладающей достаточной экономической и военной мощью, чтобы реализовывать идею глобального лидерства. Для закрепления своего эксклюзивного статуса США должны по возможности усугублять разрыв между собой и остальными государствами. «Мягкая гегемония» создает образ США как модели для всего мира: стремясь к ведущему положению в мире, Америка должна не столько давить на другие государства, сколько убеждать их силой собственного примера.
Американский гегемонизм неоднократно получал выражение в президентских доктринах, начиная с «Доктрины Монро», легализовавшей претензии Вашингтона на лидерство в Западном полушарии. Доктрины, непосредственно связанные с холодной войной, — Трумэна, Эйзенхауэра, Картера, Рейгана — также наделяли США почти неограниченными правами по обеспечению безопасности в том или ином регионе. Еще более гегемонистский характер носят созданные уже в условиях постбиполярного мира «Доктрина Клинтона» и «Доктрина Буша». Основой «Доктрины Клинтона», выдержанной в русле «мягкой» гегемонии, являлся тезис о «расширении демократии» — речь в данном случае шла о закреплении демократических режимов в Восточной Европе с целью превращения бывших социалистических государств в «стратегический резерв» Запада. Действуя в соответствии с этой внешнеполитической установкой, США (в рамках операций НАТО) дважды осуществили вооруженное вмешательство в Югославии — в Боснии (1995) и в Косово (1999). «Расширение демократии» получило свое выражение и в том, что в состав Североатлантического альянса в 1999 г. впервые были включены бывшие члены Организации Варшавского договора — Польша, Венгрия и Чехия.
Если «доктрина Клинтона» еще являлась реакцией на коллапс социалистической системы, то доктрина его преемника Дж. Буша-младшего представляла собой ответ на террористическую атаку 11 сентября 2001 г. и стала самым серьезным пересмотром внешнеполитической линии США, начиная с 1940-х гг. Республиканская администрация Буша-младшего, пришедшая к власти в 2001 г., в отличие от своих предшественников-демократов взяла на вооружение вариант «жесткой» гегемонии. Основные положения «Доктрины Буша» были изложены в 2002 г. в «Докладе о положении нации», «Стратегии национальной безопасности», а также в речи американского президента в Генеральной Ассамблее ООН. По мнению американского лидера, внешняя политика США должна опираться на три столпа: непревзойденную военную мощь, концепцию превентивной войны и унилатерализм. В качестве потенциального противника в «Доктрине Буша» фигурировали государства, поддерживающие терроризм или разрабатывающие оружие массового уничтожения, — выступая перед конгрессом в 2002 г. президент впервые употребил ставшее широко известным выражение «ось зла» применительно к Ирану, Ираку и Северной Корее. Белый дом категорически отказывался вести диалог с подобными режимами и заявлял о решимости всеми силами (вплоть до вооруженного вмешательства) способствовать их ликвидации.
Откровенно гегемонистские устремления администрации Дж. Буша-младшего катализировали рост антиамериканских настроений по всему миру и вызвали недовольство самих американцев. Пришедшая к власти в 2009 г. демократическая администрация Б. Обамы предприняла попытку возвращения к политике «мягкой» гегемонии: новый президент приступил к выводу американских войск из Ирака, объявил о закрытии тюрьмы для лиц, подозреваемых в терроризме, на базе Гуантанамо, высказал намерение вернуться за стол переговоров по вопросам изменения климата, ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и добиваться заключения Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов. Политика Обамы на первый взгляд представляет собой отход от гегемонистского курса Буша-младшего, однако не следует забывать, что какая бы администрация ни пребывала у власти, ее целью будет оставаться глобальное лидерство США — разница в данном случае заключается лишь в используемых для достижения цели средствах. Несмотря на то что, как правило, внешняя политика демократов на доктринальном уровне мягче, чем политика республиканцев, для внешней политики США характерен континуитет (преемственность) и партийные разногласия в данном случае носят скорее тактический характер.