Развитие психики в филогенезе
Психика не появляется сразу в готовом виде, она постепенно развивается, проходя несколько стадий, при этом формируется все более полное и адекватное приспособление организма к изменяющейся среде.
Психика не является свойством только человека, но появляется задолго до него. В античной психологии считалось, что психика есть свойство любой живой материи. Эта позиция получила название панпсихизм (всеобщая одушевленность), но исследования зоопсихологов и физиологов ХУ111-Х1Х веков показали, что у низших живых существ нет еще нервной системы, не обладают они и самыми элементарными психическими свойствами – ощущениями, которые появляются на более высоких ступенях развития, причем ощущения появляются раньше, чем развивается нервная система. Таким образом, ни наличие движения, ни наличие жизни, ни строение организма не могут быть объективными критериями, по которым можно судить о наличии (или отсутствии психики) у живого существа.
Развитие психики связано с необходимостью адаптироваться к сложной и разнообразной окружающей действительности, в которой надо искать пищу и прятаться от опасности. Поэтому психика, как инструмент адаптации, появляется закономерно на определенном этапе развития жизни. Ее появление связано с тем, что только раздражимости, то есть активности в ответ на значимую стимуляцию, уже недостаточно для приспособления, необходима чувствительность, позволяющая выделять важные для организма стимулы из среды. Таким образом, в середине Х1Х века было доказано, что субъективно критерием появления психики является наличие чувствительности, то есть ощущения.
Однако тот факт, что ощущения возникают у самых простейших живых существ, не оставляет исследователям иного пути, кроме внешнего наблюдения, так как рефлексией эти живые существа, естественно, не обладают. То есть необходимо, исходя из особенностей поведения, разделить раздражимость и чувствительность.
Раздражимость – это реакция любого живого существа (и обладающего психикой, и не обладающего ею) на жизненно важный стимул. Так простейшие инфузории плывут в сторону света, который является для них источником жизни, растения раскрываются навстречу солнцу и т.д.
Чувствительность – это способность к ощущениям, и она существует только у тех организмов, которые обладают психикой.
Что же отличает поведение тех живых существ, которые уже обладают психикой, пусть и в самом простейшем виде? Ведь они также стремятся к жизненно важным для них стимулам, избегая опасных. Разнообразные эксперименты показали, что разница в том, что психические существа реагируют не только на пищу или опасность, но и на сигналы о них. Этот вид реакций недоступен для не психической жизни. Так, лягушка прыгает в сторону мухи, являющейся пищей. Эта реакция еще не говорит нам о том, обладает лягушка психикой или нет. Однако ее движение в сторону движущейся бумажки, или колышущейся веточки уже показывает наличие ощущений, то есть сигналов о движении объектов, которые могут оказаться пищей. Точно также в тот момент, когда насекомое паук начинает двигаться в сторону сигнала, показывающего возможность наличия пищи (например, двигается по паутине к камертону, заставляющему паутину вибрировать) можно говорить о наличии ощущений, в то время как его реакция на бьющуюся в паутине муху не дает нам возможности сделать вывод о том, что же лежит в основе его активности – чувствительность (ощущения) или просто раздражимость, ответ на воздействие значимого для жизни стимула.
Таким образом, объективным критерием, отделяющим психическую жизнь от допсихической, является реакция на абиотический стимул, то есть на сигнал о биотическом, жизненно важном стимуле.
Появление ощущения свидетельствует о том, что данное существо находится на первом этапе развития психики, получившем название сенсорного (сенсорика – ощущения). На этом этапе находятся простейшие – амебы, инфузории, черви, рыбы, насекомые. У большинства из них поведение достаточно простое (кроме насекомых, поведение которых достигает значительной сложности за счет врожденных инстинктов), а психическая жизнь ограничивается только ощущениями, то есть отражением отдельных качеств или свойств предметов. Именно потому, что они не выделяют из среды целостные образы предметов, этим живым существам бывает трудно ориентироваться в новой ситуации, отделить путь к пище от самой пищи или ситуацию, в которой их однажды подстерегала опасность, от самой опасности. Реагируя только на сигналы, показывающие вероятность появления пищи или опасности, они могут иногда выполнять лишние движения, убегая от несуществующего врага или обходя уже исчезнувшие преграды.
На втором этапе, получившем название перцептивного (перцепция – восприятие), поведение значительно усложняется. Расширяются и сфера психического - кроме ощущения, развивается восприятие, то есть способность к отражению целостного образа предмета. Поэтому живые существа могут отражать образы предметов и ситуаций, хорошо ориентироваться в сложных условиях, находить пищу и прятаться от опасности. Большинство животных находится именно на этом этапе развития психики. Усложнение их поведения происходит и за счет появления навыков, способности к обучению. Навыки формируются благодаря тому, что на этом этапе появляется, кроме восприятия, еще и память, прежде всего память на движения (моторная). Животные сохраняют и наиболее значимые эмоциональные переживания, что помогает им регулировать свое поведение. Появление памяти и эмоций обеспечивает не только развитие сложных двигательных навыков, но и возможность обучения, изменения поведения в зависимости от ситуации, от эффективности прежних действий. Так, неудача при поиске определенной пищи или партнера служит своеобразным «стоп-сигналом», прекращающим активность в данном направлении и переключающим ее в более эффективное русло. Наличие аффектов позволяет не только мобилизоваться в трудных ситуациях, но и хранить память о них с тем, чтобы по возможности не попадать в подобные ситуации снова. Способность узнавать своих сородичей, появление определенного эмоционального отношения к ним лежит в основе появления групп (стай) животных, которые вместе охотятся, растят потомство и т.д. Таким образом, достаточно высокий уровень развития познавательных процессов и эмоциональной сферы обеспечивает и сложную, многоплановую активность живых существ, находящихся на этом этапе.
Однако более высокие формы поведения, связанные с отражением связей, отношений между предметами, этим животным не доступны. Они появляются только на следующем этапе. Млекопитающие, находящиеся на третьем этапе развития психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью, но и мышлением. Поэтому этот этап и получил название этапа интеллекта. Возникающее здесь мышление - наглядно-действенное, связанное с необходимостью манипуляции с предметами. Благодаря этому у животных складывается простейшая схема ситуации, в которой отражаются не только предметы, но и связи и отношения между ними. Поэтому высшие животные могут выстраивать сложные системы поведения, решать простейшие задачи. Исследования бихевиористов, прежде всего, Э. Торндайка и Э. Толмена, доказали, что наглядно-действенное мышление животных формируется на основе их опыта, путем проб и ошибок. Более подробно об их экспериментах и полученных результатах будет сказано в главе, посвященной мышлению, здесь же отметим только тот факт, что возможность выстраивать адекватные схемы окружающего мира дает животным возможность адаптироваться к самым разнообразным условиям и быстро перестраивать свое поведение в новых ситуациях.
Исследования гештальтпсихологов, прежде всего работы В. Келера, посвященные изучению способов решения задач у обезьян, показали, что у высших млекопитающих существует как наглядно-действенное, так и наглядно-образное мышление, способность оперировать схемами в уме и решать задачи не только путем проб и ошибок, но и мгновенно, на основе «озарения, инсайта». В опытах Келера обезьяне надо было достать фрукт, который был подвешен высоко на веревке или располагался на значительном расстоянии от клетки. Достать это фрукт короткой палкой, находящейся в клетке, обезьяна не могла, однако на небольшом расстоянии от нее находилась другая палка, более длинная, которой можно было дотянуться до фруктов. Достать высоко расположенный плод можно было, составив пирамиду из ящиков. Как показал Келер, обезьяна, действительно, в начале действовала путем проб и ошибок, пытаясь дотянуться до фруктов. Однако неудача этих попыток приводила к тому, что обезьяна их прекращала и некоторое время сидела неподвижно, обдумывая ситуацию. Потом, и под влиянием внезапно найденного решения, «инсайта», обезьяна быстро решала задачу, доставая сначала короткой палкой длинную, а затем длинной – банан или апельсин.
Развитие мышления и появление схем приводит к тому, что у высших животных возникает также элементарные операции, то есть способы решения задач, например, открывать ящики или находить дорогу в лабиринте. Тот факт, что это именно операции, то есть способы решения конкретной задачи (например, выйти наружу из клетки), доказывается тем, что эти способы применяются животными только в схожих ситуациях и в отсутствии подкрепления. Например, крысы находят выход их лабиринта даже в том случае, если в конце не расположены пища или вода.
Более высокий уровень мышления, продемонстрированный обезьянами в экспериментах Келера, показал, что они способны и к более сложным, так называемым «двухфазным» операциям, при которых способ решения задачи разбивается на два этапа, отстоящие друг от друга на значительный промежуток времени. Так, животные могут достать длинную палку короткой, потом заняться какой-то другой деятельностью, и только через час или даже через несколько часов, достать понравившийся фрукт и съесть его.
Постоянная привязанность к сородичам или людям (у домашних животных) показывает, что у них существуют не только аффекты или ситуативные эмоции, как у животных на предыдущем этапе, но и постоянные эмоции - чувства, связанные с их потребностями.
Опыты многих ученых показали также, что эти животные могут переговариваться при помощи звуков, хотя, по-видимому, это не столько обмен информацией как таковой, сколько сигнал о появлении значимого объекта (опасности, партнера, пищи). То есть звук отражает не понятие об объекте, но его эмоциональное значение, которое и транслируется окружающим, заражая их той же самой эмоцией, которую переживает издающее сигнал животное.
Несмотря на способность решать задачи, регулировать поведение благодаря эмоциям, жить группами, животные не обладают сознанием, то есть не могут отрефлексировать, дать отчет себе и окружающим в том, что они думают, переживают, как находят выход из сложной ситуации. Появление осознания связано с переходом на следующий, четвертый этап развития психики, который возникает только у человека. Появление сознания существенно изменяет структуру психики и деятельности, взаимоотношения человека с окружающим миром. Изменяются и закономерности, определяющие развитие психики.
Законы формирования психики у животных остаются всегда биологическими, связанными только с необходимостью адаптации к среде. Поэтому изменение среды, приводящее к необходимости усложнить поведение (например, начать искать пищу, жить группами и т.д.) приводит и к необходимости усложнения психики (отражения сигналов, избирательного эмоционального отношения к сородичам и т.д.). При этом развитие поведения несколько опережает развитие психики, задавая ей новые цели. При всей сложности групповой жизни животных, их существование зависит, прежде всего, от собственной силы, ловкости, умения скрыться от опасности и найти еду. От этого же зависит и их положение в стае. Поэтому развитие деятельности и, следовательно, развитие психики, определяется биологическими факторами, обеспечивающими наилучшую адаптацию.
На формирование же психики человека влияют и другие факторы, культурные, которые играют не менее, а иногда и более важную роль в его оптимальной адаптации к социальной среде, определяют его положение в группе, даже его физическое и материальное благополучие. Поэтому развитие психики человека определяется не только биологическими, но социокультурными факторами. Изменяется и характер деятельности, которая направлена теперь на производство новых предметов и орудий. Эта новая, трудовая деятельность и является причиной формирования сознания, появление которого знаменует переход к последнему, четвертому этапу развития психики – этапу сознания.