Габитус.

Habitus – свойство, состояние, положение.

«Системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать как структурирующие структуры, т.е. как принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированными к их цели, однако не предполагают осознанную направленность на нее и непременное овладение необходимыми операциями по ее достижению. Объективно «следующие правилам» и «упорядоченные», они, однако, ни в коей мере не являются продуктами подчинения правилам и, следовательно, будучи коллективно управляемыми, не являются продуктом организующего воздействия некоего дирижера» (Практический смысл, с.102).

§ ментальные и когнитивные структуры, посредством которых люди действуют в социальном мире.

§ естественный, натуральный феномен: «Социальная необходимость, ставшая природой и преобразованная в моторные схемы и телесные автоматизмы» (Практический смысл, с.134).

§ «Габитус, как чувство игры, есть инкорпорированная социальная игра, ставшая натурой. Нет ничего более свободного и, одновременно, более вынужденного, чем действие хорошего игрока. Он совершенно естественным образом находиться в том месте, куда упадет мяч, как если бы мяч им управлял, но посредством этого он управляет мячом. Габитус, в качестве социального, вписанного в тело, в биологического индивида, позволяет производить бесконечность актов игры, которые вписаны в игру как возможность и объективная необходимость. Принуждения и требования игры, хотя они и не заключены в коде правил, навязываются тем (и только тем), кто, в силу имеющегося у них чувства игры, т.е. имманентного игре чувства необходимости, подготовлен к их восприятию и выполнению» (От правил к стратегиям / Начала, с. 99-100).

§ интернализованные, персонифицированные социальные структуры.

§ отражают объективные разделения в классовой структуре.

§ приобретается в результате длительного занятия определенного положения в социальном мире.

§ может быть и явлением коллективным.

§ «продукт истории, порождает индивидуальные и коллективные практики, и, следовательно, саму историю, в соответствии с порожденными историей схемами». Обнаруживаемый в каждом данном индивиде габитус приобретается в ходе индивидуальной истории и является функцией отдельного момента в социальной истории, в которой габитус имеет место.

«Практика всецело имманентна длительности, а потому идет рука об руку со временем ¾ не только потому, что она разыгрывается во времени, но и потому, что в самой ее стратегии заложено обыгрывание времени и особенно темпа» (с.158).

§ обладает свойством прочности и перемещаемости.

 

Практика служит опосредующим звеном между габитосум и социальным миром. С 1-ой стороны, именно через практику создается габитус; с 2-ой ¾ именно в результате практики создается социальный мир.

Несмотря на то, что габитус представляет собой интериоризованную структуру, которая стесняет мышление и выбор действия, он не определяет последнее. Это отсутствие детерминизма ¾ основное отличие позиции ПБ от структуралистов. Габитус просто предлагает людям, о чем людям думать и какие поступки выбирать. Вероятно, можно сказать, что габитус ¾ поле возможностей. Люди сознательно взвешивают доступные возможности выбора, хотя этот процесс принятия решений отражает действие габитуса. Габитус обеспечивает принципы выбора людьми альтернатив и определения ими стратегий для применения в социальном мире. ПБ в этой связи подчеркивает, что «люди не дураки», но их не следует рассматривать полностью рациональными: они действуют «РАЗУМНО» ¾ обладают «практическим смыслом». В действии этих людей есть логика ¾ это «логика практики»:

«За практикой следует признать особую, нелогическую логику, дабы не требовать от нее большей логики, чем она способна дать, неизбежно принуждая ее говорить несвязности либо навязывая ей искусственную связность» (с.167). «Эта практическая (и практичная) логика лишь потому оказывается в состоянии организовать все мысли, восприятия и поступки посредством немногих порождающих принципов, тесно взаимосвязанных и образующих практически интегрированное целое, что вся ее экономика, зиждущаяся на принципе экономии логики, предпочитает жертвовать строгостью ради простоты и обобщенности, а в «политетичности» находить предпосылки правомерной полисемии. Иначе говоря, своей практической связностью ¾ т.е. своим единством и правильностью, но также и зыбкостью и неправильностью, даже несвязностью, которые равно закономерны, ибо включены в логику генезиса и функционирования системы ¾ символические системы обязаны тому факту, что они являются продуктами практик и способны выполнять свои практические функции лишь постольку, поскольку используют в практическом виде принципы не просто сообразные (т.е. способные к порождению внутренне сообразных и совместимых с объективными условиями практик), но и «практичные», то есть удобные, легкие для освоения и пользования, т.к. они подчинены несложной, экономной логике» (с.167-168).

По мнению ПБ габитус функционирует «ниже уровня сознания и языка, вне зоны доступной интроспективному исследованию и волевому контролю. Но он проявляется в наших самых практических поступках, например, в том, как мы едим, ходим, ходим. Габитус действует как структура, однако, нельзя сказать, что люди просто механически реагируют на него или на внешне воздействующие на них структуры.