Информационное обеспечение государственного управления. Суть управленческой информации. Организация работы с ней. Информационные системы.

Организационная структура государственного управления. Целостность управления и разделение осуществления власти.

Субъектом государственного управления выступает государство в целом. Организационная структура государственного управления - это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий.

Государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления:

Линейноеоснование создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т.е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

Достоинства: линейный тип жестко формализован, придает структуре устойчивость, надежность, последовательность. Недостатки: слабо выражены обратные связи.

Функциональное основание: формирование государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Проблема - в межфункциональной координации.

Линейно-функциональное основание - соединение линейного и функционального.

Программно -целевое основание - в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель или комплексная программа.

Матричное основание - совмещает линейное и программно - целевое управление. Связано с территориальным управлением.

Целостность управления и разделения власти. Конституция РФ. р1, г1, ст2. 1.Государственную власть РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание (СФ и ГД), Правительство и Суды РФ. 2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ГВ).

Единство системы ГВ подразумевает, что органы ГВ субъектов РФ должны создаваться на основе принципов демократического правового государства с республиканской формой правления (ст.1), а также социального (ст.7) и светского (ст.14) государства: что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью не только Федерации, но и всех субъектов (ст.2).

Принцип разделения властей (ст.10) распространяется не только на организацию ГВ на федеральном уровне. Система органов ГВ субъектов РФ тоже должна строится на его основе. Разделение единой ГВ на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, исполнительную Правительство, а судебную Федеральные суды (Конст., Верхов., Высш. Арбитр.). Президент РФ не является органом какой либо из трех властей (ст.89) “обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов ГВ”.


13. Управленческая деятельность: понятие, виды элементов, их организация.

Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют цели и функции государственного управления посредством управленческой деятельности - специфического вида труда людей, требующего адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, методах и т.п.

Управленческая деятельность - явление прикладного характера. Это набор (совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Происхождение управленческой деятельности объективно обусловлено:

1 группа - природа общества (традиции, обычаи)

порождает:

2 группа - цели государственного управления

определяют;

3 группа - функции государственного управления

формируют

4 группа - структуру государственного управления

порождает

5 группа - процесс государственного управления 0- управленческую деятельность по реализации сформированных целей государственного управления.

Отличительные черты управленческой деятельности:

Интеллектуальное содержание.

Является информационной (получение, осмысление, хранение, выдача информации).

Это сложное социально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли.

Всегда коллективистская (осуществляется в коллективе государственного органа)

Основа управленческой деятельности - теория управления (разработка и принятие управленческих решений методами системного анализа). Методы системного анализа - сетевое планирование (в планировании экономики), “древо целей” (для четкого формулирования проблемы). Элементы управленческой деятельности:

Сбор информации.

Формулирование проблемы (с помощью технологии “древа целей”)

Сбор информации о проблеме (целенаправленный).

Разработка критериев решения проблемы.

Разработка критериев оценки альтернативных вариантов решений (АВР).

Разработка АВР.

Принятие решения.

Реализация управленческого решения

Формы управленческой деятельности:

Формы управленческой деятельности - это внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения и проявления практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. Две формы:

1. Правовые, посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл (установление и применение правовых норм)

2. Организационные - связанные с осуществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально-технических операций)

3. Организационно-правовые (многие правовое формы являются юридически корректными только в случае их принятия посредством установленных организационных форм).


21. Демократизм государственного управления: формы, методы: процедуры обеспечения демократизма.

Демократия предполагает выработку и осуществление такой государственной политики, которая бы обеспечивала экономические, социальные, духовные и политические права и свободы каждого гражданина.

Формы демократии:

1. Формы непосредственной демократии: общенародные и региональные (локальные референдумы, свободные выборы и обсуждения, а также общие собрания граждан, конференции и съезды их представителей ( в рамках местного самоуправления ), обращения и предложения граждан по вопросам государственной жизни.

2. Представительная демократия - это специфическая связь общества и государства через свободно выбираемых гражданами лиц, управомоченных выражать их интересы и волю и закреплять посредством законов и др. нормативных актов. Главная особенность представительной демократии состоит в ее политическом характере, т.е. в праве и возможностях общества посредством ее овладевать законодательной властью и использовать в определенных целях и направлениях.

Депутат - профессиональная политическая деятельность: необходима предварительная специальная подготовка кандидатов в депутаты, отделение депутатской деятельности от других видов деятельности и т.д.

Избирательная система - связывает волеизъявление избирателей и фактический состав депутатов того или иного представительного органа.

Координация и взаимодействие между исполнительной и законодательной властью, использование власти в интересах людей.

Демократизм государственного управления создается, наконец, демократической организацией самой исполнительной власти - выборность первых руководителей соответствующих органов, использование демократических форм и технологий ведения управленческих дел; децентрализация функций и полномочий органов с усилением контроля сверху по вертикали и снизу - от общественности. Использование коллегиальных форм управленческой деятельности, введение внешней экспертизы. Конкурсные начала в порядок замещения государственных должностей, установление предельных сроков пребывания на одной государственной должности, упорядочение динамики карьеры, аттестация всех госслужащих, подотчетность и подконтрольность деятельности должностных лиц любого уровня, стимулирование исполнения государственной должности решаются государственной службой как социально-правовым институтом.

Резервы демократии скрыты в гласности и открытости информации, публичном анализе и оценке функционирования органов исполнительной власти, усилении судебного контроля за законностью и обеспечением прав и свобод человека в управленческих процессах и по иным аспектам.

Демократизм ГУ представляет собой важную культурную ценность, определенный и значимый результат исторического, мирового и национального развития, источник и фактор рациональности и эффективности ГУ.


Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления. Управленческая информация - это часть социальной информации.

Источники, порождающие управленческую информацию:

– нормы законодательных и иных актов, управомачивающие государственные органы и государственных служащих на принятие управленческих решений;

– обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав;

– обязательные указания вышестоящих государственных органов

– факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые составляют состояние управляемых объектов;

– проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации.

Информации должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности (словесное выражение в доступной форме).

Характер и объем управленческой информации должен соответствовать компетенции государственных органов, функциям и полномочиям государственных должностей. Для организации движения управленческой информации необходимо:

1. Обогащение содержания единицы информационных материалов, т.е. введение в них лишь тех сведений, которые обладают информационными признаками, актуальными для управленческих решений и действий.

2. Структурировать управленческую информацию., т.е. она должна иметь ту же структуру, что и организационная структура государственного управления, и обслуживать последнюю.

Необходимо использовать научные процедуры и правила отбора, анализа и оценки информации.

В государстве должна быть общая система государственного управления с построенной внутри нее единой информационной системой.

1. Формирование системы содержания информации которая должна состоять из:

– сведений, отражающих материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры управляемых объектов;

– данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную, социальн-обслуживающую, духовно-культурную и иную, имеющую потребительский характер, деятельность управляемых объектов;

– материалы, определяющие деятельность государственных органов в сфере управления (законы, указы и т.п.)

2. Формирование технической базы. Стандартизация и унификация управленческой информации.

3. Профессиональная и психологическая подготовка персонала управления.

Информационную систему ГУ должны обуславливать единство и всеохватываемость. Тогда можно надеяться на рациональность и эффективность ГУ. Особенно актуально формирование системы содержания информации (сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры управляемых объектов: данные о нормах, нормативах, стимулах регулирующих производственную, духовно-культурную и иную деятельность управляемых объектов: сведения о количественном и качественном составе персонала госорганов). Важно сочетание механических средств ручного обращения с информацией, электронно-вычислительных машин и человеческого разума. Примером информационных систем может служить: Консультант +, Гарант, ЦБКИ - центральный банк кадровой информации.