Статика – динамика.

Исток (детонатор) развития. Прогресс разума. Рациональная координация.

В социологии общественные феномены подчинены строгому детерминизму, принимающему форму неминуемого изменения обществ под давлением прогресса разума человека.

Такое восприятие процессов исторического становления приводит к пониманию истории как процесса совершенного унифицированного движения. Позитивизм Конта = провиденциализм. Формула «рациональная координация основного ряда разных событий, соответствующая основному замыслу» ¾ ключ к концепции ОК. Его цель ¾ сведение многообразия к основному ряду становления рода человеческого и к единому замыслу, а в завершении ¾ к конечному состоянию разума человека. Неотвратимый прогресс ума ¾ главный аспект истории человечества. Именно разум указывает направление истории, говорит о том, каким стане общество и природа человека на конечном этапе.

О Единстве и Многообразии общества / мира?

Детерминизм и двойственность универсальности позитивизма?

 

Статика ¾ изучение общественного консенсуса. Или анатомический анализ структуры общества на конкретный момент и элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающий из множества институтов единство. Динамика ¾ описание последовательных этапов, которое проходит общество. «Прогресс ¾ это развитие порядка»

Заявленный историзм в социологической концепции ОК ¾ абстрактен!

Насколько характерная для стран Зап. Европы «индустриализация» / «модернизация» может стать примером для остального человечества?

 

На 3-ем этапе эволюции своего мышления ОК приходит к доказательству единства человеческой истории на базе природы человека и одновременно общества. В «Курсе позитивной политики» ОК доказывает, что для того, чтобы история человечества предстала единой, важно, (1) чтобы во всех обществах и вовсе времена человек обладал узнаваемой и определимой натурой; (2) любой общество имело свой порядок, который обнаруживается при всем его многообразии; (3) из природы человека и общества должны выводиться основные характеристики становления истории.

 

Итак,

Отправная точка учения ОК ¾ размышления о внутреннем противоречии общества его времени: противоречия между военно-теологическим обществом и научно-индустриальным. Выход из кризиса ¾ становление общества путем создания системы научных идей, который определяла бы общественный порядок.

Отсюда ОК приходит к анализу методов научного творчества, которые применяются в различных дисциплинах. В «Курсе позитивной философии» он обосновывает становление новой позитивной науки ¾ социологии, которая основывается на синтетической методологии. По мнению ОК, социология не просто новая дисциплина, которая должна объяснять разнообразие человеческих институтов в их единстве, но должна служить средством преодоления кризиса современного мира, т.е. стать системой научных идей, способных определить перестройку общества.

Поэтому социология ОК ¾ сочетания учености и реформаторства. Его социология ¾ синтетическая наука, которая основывается на общих фундаментальных законах эволюции человека, которые смогут (должны?) учитывать люди.

Учение ОК основана на том, что любое общество держится на согласии умов: общество существует постольку, поскольку его члены придерживаются одинаковых верований. И именно образ мысли отличат разные этапы развития человечества. Нынешний этап ¾ триумф позитивного мышления. Лишь такое мышление может задать стабильность существования. И поскольку реформаторский замысел ОК сосредоточен на созидании силы духа (=позитивного мышления), он предстает в качестве умеренного реформатора.

В этой связи, позитивная социология ОК и не либеральная, и не социалистическая. Она «организаторская»: ориентирована на сохранение частной собственности и ее преобразование в том смысле, чтобы отдельные индивиды могли осуществлять общественную функцию. Социолог, по мнению ОК, должен быть политехником-организатором (Арон). Его позиция недалека от некоторых учений социального католицизма (вспомним происхождение).

В этом плане совершенно неслучайно то, что для позднего творчества ОК характерно объявление позитивизма религией человечества. Конечно, поэтому, его отношение к политике, скорее отрицательное. Для него позитивизм ¾ это образ мысли, который сам по себе должен привести к справедливой организации общества и государства. Его задача ¾ сделать всех позитивистами. Социолог здесь ¾ во-первых, миролюбивый пророк, который просвещает умы и соединяет души, а, во-вторых ¾ сам жрец социологической религии.

Технологизм и истовая религиозность ¾ противоречие ли?