Насколько война стала анахронизмом?

ОК не доктринер революции как КМ, и не сторонник свободных институтов как Монтескьё и Токвилль, но «апостол» позитивной и общественной науки. Социология в деле победы социального типа общества, которое с т. зр. ОК является научным и индустриальным, служит средством постижения неотвратимого становления истории. Одновременно неотвратимого и неизбежного.

 

2-ой этап составляют лекции «Курса позитивной философии», которые выходили отдельными томами с 1830 по 1842 года. В «Курсе» основные идеи не меняются; расширяется перспективы анализа. В этот период ОК формулирует и подтверждает два своих закона: (а) закон трех стадий; (б) закон классификации наук.

(А) Согласно закону трех состояний человеческий ум проходит три последовательны стадии: на первом он объясняет явления, признавая в них существа и силы, сравнимые с самим человеком; на втором ¾ он взывает к абстрактным сущностям, таким, как природа; на третьем ¾ наблюдает за феноменами, раскрывая между ними регулярные связи, которые могут существовать либо в данный момент, либо во времени. Он отказывается раскрывать причины явлений и довольствуется однаружением законов, управляющих ими. Переход от теологической к метафизической и далее к позитивной фазе в разных интеллектуальных дисциплинах совершается не одновременно. Закон трех состояний приобретает значение к купе с классификацией наук.

(Б) В более сложных дисциплинах позитивизм проявляется позднее; чем проще материя, тем легче он не позитивно размышлять.

Цель сочетания (А) и (Б) состоит (1) в том, чтобы доказать, что восторжествовавший в математике, астрономии, физике, химии и биологии позитивный образ мышления должен победить и в области политики и привести к созданию позитивной науки обо обществе ¾ социологии. (2) Победа позитивного мышления приводит к изменению методологии: науки перестают быть аналитическим (законы развития единичных явлений) и становятся синтетическими (только в целом отдельный факт приобретает значение и находит объяснение; живая материя ¾ глобальна, или целостна). Эта трансформация методологии создает основу для социологической концепции исторического единства.

В рамках социологии эта идея синтетичности требует рассматривать отдельное явление в контексте, в рамках социального целого. Приоритет целого над частью приводит к выводу: история человеческого рода есть нечто первичное, а именно подлинный объект социологии.

Будучи наукой об истории как целостности, она должна определять не только то, что было и есть, но и то, что будет.