ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

КРИТЕРИИ ПОНЯТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

История древнего Востока - это история древнейших на земле классовых обществ, цивилизаций. Именно первичным цивилизациям принадлежат те важнейшие культурные достижения человечества, которые и сделали возможным его дальнейший прогресс и в значительной степени предопределили направление и характер этого прогресса. Главными из них являются:

1. Изобретение письменности, благодаря чему человечество получило бессмертную и способную хранить неограниченный объем информации коллективную память.

2. Опыт организованного совместного труда значительных человеческих коллективов.

3. Возникновение тех форм политической жизни (гражданская община, различные типы государства, царская власть) и общественного сознания (религиозные и философские движения, ставящие во главу угла этику, индивидуальную ответственность человека за свои поступки), которые в дальнейшем распространились по всему земному шару.

Основные параметры древних цивилизаций были определены Г. Чайлдом в нач. 50-х гг. однако позднее этот список сократили до трех.

 

города налогообложение
монументальные общественные строения зарождение науки
письменность развитое искусство
интенсивная экономика ( и торговля) сословная структура общества
специализация ремесла образование государства

 

 

На протяжении ряда лет в отечественной науке господствовала трехчленная периодизация истории древнего мира, которая отражала эпохи возникновения, расцвета и упадка древних обществ. Для каждой из выделенных эпох определялись наиболее характерные черты, связанные прежде всего с прогрессом в хозяйственной деятельности, усложнением социальной структуры древних обществ и формированием новых типов государств.

Сегодня эта схема претерпела значительные изменения, так:

Период древности разделен на два подпериода: раннюю и позднюю древность. Характерными чертами ранней древности являются:

1.Соседская община, сохраняющая в той или иной мере самоуправление и право собственности на землю, выражающееся в различных формах - от периодических переделов земли до контроля над ее отчуждением.

2.Общинная социальная психология взаимной помощи и коллективной ответственности.

3.Общинные политеистические ритуалистические религии, в которых этика не играет существенной роли. Эти религии можно также назвать "естественными": они являются прямым продолжением верований и представлений эпохи первобытности.

4."Номовое", или территориальное, государство.

Основным общественным противоречием древнего общества на его первой стадии является противоречие между крупным и мелким землевладением, т.е. между общинной и частной собственностью на землю. Крайним выражением такого противоречия является обезземеливание рядовых общинников, влекущее за собой утрату гражданских прав и переход в разряд "царских людей", низшие слои которых на практике мало отличались от рабов, а средние и высшие слои образовали впоследствии господствующий класс-сословие второй стадии древнего общества. Эта борьба определяет собой всю социальную психологию, представления о государстве и власти, мораль и иногда даже политическую структуру общества.

Для поздней древностихарактерны:

1.Распад общинной земельной собственности и распространение или полное господство частной собственности на землю.

2.Утрата общинами (кроме храмовых городов) самоуправления и превращение их в чисто фискальные единицы.

3.Соответствующие изменения в социальной психологии, рост индивидуализма, новые представления о человеческой личности, находящие выражение, в частности, в праве (концепция индивидуальной ответственности).

4.Возникновение и распространение догматических этических религий, переходящих общинные и этнические границы ("мировые" религии). Эти новые религии могут также быть названы "религиями спасения" и "религиями откровения". Первое определение связано с тем, что они ставят во главу угла философскую в сущности проблему личного взаимоотношения человека с миром и божеством, спасение от мирового зла. Второе указывает на то, что новые религиозно-философские движения имеют определенных индивидуальных основоположников, чьи высказывания (более или менее подлинные) превращаются в религиозный канон.

5.Возникновение нового типа государства - мировых держав, империй.