Макс Вебер

 

Биографические данные. Родился 21 апреля 1864 года в Эрфурте, Тюрингия. Отец его ¾ юрист, выходец и семьи промышленников и купцов. В 1869 г. Вебер переселяется в Берлин, где будет избран в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и рейхстаг. Он принадлежал в группе правых либералов. Мать ¾ Элен Валлештайн-Вебер ¾ была женщиной высокой культуры, серьезно занималась проблемами культуры и социальными вопросами. До самой своей смерти, 1919г, была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере. В салоне своих родителей Макс Вебер встречал многих известных представителей интеллигенции и политических кругов: Дильтея, Момзена, Зибеля, Трейчке, Капа… В 1882 году МВ поступает в Гейдельбергский ун-т. Принятый на факультет права, изучает историю, экономику, философию и теологию. После трех семестров учебы находится на военной службе в Страсбурге, сначала в качестве рядового солдата, затем ¾ офицера имперской армии. В 1884 году возобновляет учебу в Берлинском ун-те и в Гётенгенском ун-те. В 1887-8 гг. вступает в Союз социальной политики, куда входит группа представителей интеллигенции, интересующихся социальными проблемами. В 1889 году защищает диссертацию «К истории торговых обществ в средние века». Изучает итальянский и испанский языки. Входит в адвокатский корпус Берлина. В 1891 г. ¾ пишет диссертацию «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права». Собеседование во время ее защиты с Моммзеном послужило поводом для приглашения МВ на должность профессора кафедры фак-та права Берлинского ун-та. 1892 г. ¾ завершает работу над положением с/х рабочих в Восточной Германии. 1893 г. ¾ женитьба на Марианне Штитгер. 1894 г. ¾ становиться профессором кафедры политической экономии во Фрайбурге. 1895 г. ¾ поездка в Шотландию и Ирландию. Начинает читать курс лекций по теме «»Национальное государство и экономическая политика». В 1896 году возглавляет кафедру в Гейдельберге; работа «Социальные причины падения античной цивилизации». !897 г. ¾ тяжелое нервное расстройство заставляет МВ прервать на 4 года всякую работу; путешествует по Италии и Швейцарии. 1902 году возобновляет работу в ун-те. В 1903 году вместе с Зомбартом создает журнал «Архив социальных наук и социальной политики». В 1904 году едет в США для участия в конгрессе социальных наук. Русская революция 1905 года привлекает внимание МВ; он изучает русский язык. В 1906 году публикует «В положению буржуазной демократии в России», «Переход России к мнимому конституционализму». 1907 году получение наследства позволяет ему полностью посвятить себя науке. В 1908 году организует Немецкую ассоциацию социологов и издает серию наук по социальным наукам. В 1912 году покидает Немецкую ассоциацию социологов из-за расхождения во взглядах по вопросу «свободы от оценки». 1913 год ¾ публикация «О некоторых категориях понимающей социологии». С началом Первой мировой войны МВ поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916-17 гг. выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене, Будапеште; не жалеет усилий, чтобы убедить германских руководителей избежать расширения войны, в то же время настаивает на ведущей роли Германии в мировой политике и видит главную опасность для нее в России. В 1918 году делает два доклада в Мюнхенском ун-те «Политика / наука как призвание и профессия». После капитуляции становиться экспертом германской делегации в Версале. Публикует очерк «Смысл свободы от оценке в социологической и экономической науках. В 19919 году принимает кафедру в Мюнхенском ун-те. Без особого энтузиазма признает Республику, становиться свидетелем революционной диктатуры Курта Эйснера в Мюнхене. Входит в состав комиссии по подготовке Веймарской конституции. 1920г., 14 июня, МВ скончался в Мюнхене. В 1922 году Марианна Вебер публикует «Хозяйство и общество».

 

«МВ ¾ сторонник фрагментарности, но в ней он исходил из сознания тотальности, из абсолютного. … Целое было для него в конечном, и конечное, казалось, обрело, таким образом, бесконечное содержание» (Ясперс. Речь памяти МВ, с.559,560). «Нельзя понять МВ, прочтя одну из его работ, а тем более несколько характеризующих его формул; понять его можно если познакомиться со всеми принадлежащими ему фрагментами, научными работами, журнальными статьями, записями, письмами и с его наследием, а также с простыми, скупыми сообщениями о его жизни и деятельности, его манере поведения. В этой совокупности фрагментов, без сомнения, окажется единство, не сформулированное и не рациональное, но данное в созерцании: идею философской экзистенции. Эту идею, абсолютную, всеобщую и вневременную он показал в современном мире в ее особом, оригинальном проявлении» (Там же, с.565).

 

В целом труды МВ можно разделить на 3 категории:

1. Методологические исследования, критические и философские разработки. Эти труды касаются в основном духа, объекта и методологии истории и социологии (Часть вторая Избранных работ, 1990)

2. Работы сугубо исторического характера («К истории торговых обществ в средние века»; «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права»; «Город»; Социальные причины падения античной культуры / цивилизации» и т.д.)

3. Социологические работы о религии: «Протестантская этика…»; «Теория ступеней…», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии (типы религиозных сообществ)» и др.