Качество информации

История понятия

Слово "информация" происходит от латинского слова informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление.Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. Далее рассматривать вопросы теории информации стала новая на то время наука кибернетика.

Качество информации - степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительным, так как зависят от потребностей потребителя информации. Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:

• Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

• Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений. [2]

• Достоверность — свойство информации быть правильно воспринятой[3]. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:

o преднамеренное искажение (дезинформация);

o непреднамеренное искажение субъективного свойства;

o искажение в результате воздействия помех;

o ошибки фиксации информации;

В общем случае достоверность информации достигается:

o указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;

o сопоставлением данных, полученных из различных источников;

o своевременным вскрытием дезинформации;

o исключением искажённой информации и др.

• Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

• Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.

• Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

• Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители Медиа-информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

Также можно классифицировать свойства информации, характеризующие её качество, следующим образом:

• Содержательность или внутреннее качество (качество, присущее собственно информации и сохраняющееся при её переносе из одной системы в другую)

o Актуальность (свойство "нужности" информации)

o Значимость (свойство сохранять ценность для потребителя с течением времени)

 Полнота (свойство, характеризуемое мерой её достаточности для решения определённых задач)

 Идентичность (свойство, заключающееся в соответствии информации состоянию объекта)

o Кумулятивность (свойство информации, заключённой в массиве небольшого объёма достаточно полно отражать действительность)

 Избирательность

 Гомоморфизм

• Защищённость или внешнее качество (качество, присущее информации, находящейся или используемой только в определённой системе)

o Сохранность

o Достоверность

o Конфиденциальность

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

По способу восприятия

Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.

• Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

• Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

• Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

• Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

• Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.