Локализация функций в коре большого мозга.

Внутреннее строение полушарий.

Состоят полушария из серого и белого вещества.

Серое вещество образует наружный слой – кору головного мозга, которая является наиболее молодым образованием ЦНС. С появлением коры происходит кортиколизация функций, т. е. регуляция функций организма перемещается из нижних отделов ЦНС в кору. Кора состоит из 14-17 млрд. нервных клеток. Эти клетки расположены в 6 слоев и образуют неокортекс (новую кору).

Функцией коры является контроль всех процессов, протекающих в организме, а также контроль над деятельностью человека.

Кора – это вместилище всей нашей интеллектуальной жизни, это мастерская наших желаний, мыслей, воли и чувств (И.П. Павлов). Деятельность коры большого мозга вместе с ближайшими подкорковыми ядрами носит название высшей нервной деятельности (ВНД).

Белое вещество полушарий находится внутри и состоит из большого количества нервных волокон, идущих в различных направлениях и образующих поводящие пути конечного мозга.

Различают следующие виды волокон:

1. ассоциативныесвязывают между собой различные участки одного и того же полушария.

2. комиссуральные соединяют симметричные участки двух полушарий и образуют спайки.

3. проекционные (проводящие) волокна, осуществляют связь с другими отделами ЦНС. Эти волокна образуют восходящие и нисходящие проводящие пути.

 

 

Роль отдельных областей коры большого мозга впервые была изучена в 1870 году немецкими учеными Г. Фричем и Е. Гитцигом. Установлено, что разные участки коры ведают определенными функциями, эти отделы коры стали называться корковыми центрами. Было создано учение о локализации функций в коре большого мозга.

В настоящее время выявлено более 50 корковых центров (зон). Кора рассматривается в настоящее время как сплошная воспринимающая поверхность.

 

Различают следующие корковые центры (зоны):

1. Двигательный (моторный) центр – находится в передней центральной (предцентральной) извилине лобной доли.

При её раздражении возникают разнообразные сокращения скелетной мускулатуры на противоположной стороне. Верхний участок этой зоны связан с рецепторами мышц нижней конечности, средний участок – с мышцами туловища, нижний участок – с рецепторами мышц головы.

При неполном повреждении этой области наблюдаются парезы (ослабление движений) скелетной мускулатуры на противоположной стороне, при полном повреждении - параличи (отсутствие движений).

2. Центр кожной чувствительности (тактильной, болевой, температурной) находится в задней центральной (постцентральной) извилине теменной доли.

При неполном повреждении этой области возникают нарушения кожной чувствительности на противоположной стороне тела.

При двустороннем полном повреждении наблюдается полная потеря чувствительности (анестезия).

3. Зрительный центр расположен в затылочной доле по краям шпорной борозды. При поражении затылочной доли наступает полная корковая слепота.

4. Слуховой центр расположен в верхней височной доле.

При поражении этого центра может возникнуть музыкальная или словесная глухота, когда человек слышит, но не понимает значение слов.

5. Вкусовой центр расположен в височной доле. Сюда поступают импульсы от рецепторов слизистой оболочки полости рта и языка.

6. Обонятельный центр расположен в височной доле коры.

7. Центр речи:

А) моторный (двигательный) центр речи (центр П. Брока) находится в лобной доле. У леворуких в правом полушарии, у правшей в левом. При поражении этого центра речь затруднена или даже невозможна.

Б) центр устной речи расположен в височной доле. При её поражении нарушается восприятие речи: больной не понимает значение слов, хотя способность произносить слова сохраняется.

В) центр письменной речи расположен в теменной доли. При поражении этого центра не понимается письменный текст.

8. Ассоциативные центры расположены в теменных и лобных долях коры. Они осуществляют связь между различными областями коры, объединяя все поступающие импульсы в целостные акты научения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти.

При нарушении ассоциативных зон появляется:

- агнозия – неспособность узнавать предметы;

- апраксия – неспособность производить заученные движения.

 

Установлено, что левое полушарие ответственно за речевые функции, логическое и математическое мышление, за формирование положительных эмоций. Правое полушарие отвечает за формирование музыкальных, художественных способностей, отрицательных эмоций (печаль, страх).