Вопрос №3. Сознание человека. Самосознание.

Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

Раздражимость — это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и жи­вотных форм. Это способность живого организма реагировать (из­менять физиологическое состояние) на воздействия биологически значимых (биотических) влияний.

Процессы раздражимости по отношению к жизненно важ­ным воздействиям, выработка высокоспециализированных форм раздражимости и сохранение их с передачей последующим по­колениям характеризуют ту стадию развития жизни, которую обычно обозначают как растительную жизнь. Такие явления, как рост корня растения в глубь почвы, или неравномерный рост ствола в зависимости от освещенности, или поворот растения в направлении солнечных лучей, — все это результат явлений раз­дражимости к биотическим воздействиям. Существенным для растительной жизни является одно важное обстоятельство. Растения, реагирующие усиленным обменом на биотические воз­действия, не «замечают» посторонних воздействий в процессе непосредственного обмена веществ. Они не ориентируются ак­тивно в окружающей среде и могут, например, погибнуть от отсутствия света или влаги, даже если источники света или вла­ги существуют совсем близко, но не оказывают на него непос­редственное воздействие.

Чувствительность по отношению к нейтральным раздражи­телям, если они начинают сигнализировать о появлении жиз­ненно важных воздействий, вызывает коренные изменения в формах жизни. Главное заключается в том, что живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, ак­тивно реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира.

В дальнейшем в процессе развития органиче­ской материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализи­ровать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Развитие психики в животном ми­ре тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особен­но головного мозга.

Нервная система у низших живот­ных существует в разнообразных фор­мах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. Благодаря нервной системе орга­низм начинает функционировать как единое целое.

По мере своего развития нервная система погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными. Одновременно все большее значение начинает при­обретать передний конец тела, в нем происходит скопление и уплотнение нервных элементов — постепенно воз­никает головной мозг.

Чувствительностьвозникает на базе раздражимости как все­общего свойства живой материи. Чув­ствительность — первое проявление психики и показатель ее возникнове­ния. «Чувствительность ориентиру­ет организм в среде, выполняя сиг­нальную функцию» (А.Н. Леонть­ев), т. е. организм начинает реагиро­вать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирую­щие о биологически значимых раз­дражителях.

А.Н. Леонтьев выделяет три ста­дии развития психики животных. Согласно современной точке зрения (К.Э. Фабри), в пределах каждой ста­дии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший.

На стадии элементарной чувстви­тельности животное реагирует толь­ко на отдельные свойства предметов внешнего мира.

На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отраже­ние действительности осуществляется в виде целостных образов.

Стадия интеллекта (Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в уме­нии животного решать некоторые на­глядно-действенные задачи.) харак­теризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами от­ражения действительности. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изо­бретением» ими новых способов реше­ния задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом пре­пятствий, решением двухфазных за­дач, явлением инсайта (внезапное на­хождение решения) и т.д.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Вы­деляют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных. Инстинктивное поведение — это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктив­ное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представи­теля или вида в целом.

Сложные акты поведения, направ­ленные на удовлетворение биологи­ческих потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Различают инстинкты питания, са­мосохранения, размножения и др.

Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотип­ность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях спосо­бы поведения животных называются навыками.

Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему ха­рактеру они могут быть.

Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекооб­разных обезьян.

Однако заметим, что интеллек­туальные действия животных, в от­личие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими» спосо­бами (через речь, орудия и продукты труда).

Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подме­тать» пол, «тушить» огонь и т. д.)- Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подра­жание результату действий у обезьян не доказано. Интеллектуальное поведение яв­ляется вершиной психического раз­вития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа ре­шения в абстракции. Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономер­ностями. Обезьяна не способна пони­мать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни. Интеллект обезьян качественно от­личен от мышления человека. Обезьяна решает совершенно кон­кретные задачи, связанные с непо­средственно действующими на нее раз­дражителями. Осознать бессмыс­ленность своих действий она не мо­жет. Например, целесообразно приме­нив однажды лестницу для того, что­бы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пы­тается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку посреди по­мещения.

Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный от­бор).

В заключение можно сказать следующее.

Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный мате­риал позволяет выделять несколько стадий развития психики животных. Эти ста­дии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае — это уровень отдельных ощущений, в другом — предметное восприятие. Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, Находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллекту­альном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основ­ном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.

Развитие психики животных обу­словлено чисто биологическими за­конами. Именно биологическая обус­ловленность делает психику живот­ных, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека.

Психика прошла длительный путь исторического развития, который можно разбить на определенные этапы.

1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных осуществлялись:

• совершенствование их двигательного аппарата;

• постепенное формирование их способности дифферецированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

• одновременное развитие органов рецепции: обоняю зрения, слуха, осязания и др., позволяющих более того дифференцировать внешние раздражения.

2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:

• появляется сложная нервная система;

• наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

• совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

• появляется предметно-образное отражение действи­тельности;

• появляются эмоции.

3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе: -

• появляется способность к интеллектуальному поведе­нию при возникновении препятствий на пути дости­жения цели;

• интеллектуальные действия носят примитивный харак­тер и не являются следствием знания объективных за­конов природы;

• интеллектуальные действия не занимают главенству­ющего положения в их поведении;

• изобретенные способы действий не передаются от од­ного животного к другому и не являются, таким обра­зом, продуктом видового развития.

4. Физическое и психологическое развитие человека в про­цессе труда. На этом этапе у человека:

• руки становятся не только органом движения, но и ося­зания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

• появляется способность к мышлению;

• появляется потребность к общению с другими людьми;

• появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;

• отражательная деятельность начинает носить сознатель­ный характер.

5. Развитие сознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:

• познавать общее и особенное в окружающей действи­тельности;

• определенным образом относиться к окружающей дей­ствительности;

• заниматься творчеством.

6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у че­ловека появляются способности:

• познания себя путем познания других;

• самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;

• самоконтроля и самовоспитания.

7. Развитие социального поведения человека. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.

Важнейшие особенности:

поведения животных деятельности человека
Инстинктивно-биологическая Направляется познавательной потребностью, потребностью в общении
Не существует общества, нет совместной деятельности Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности.
Руководствуются наглядными впечатлениями Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно закрепленные программы поведения Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Зачатки орудийной деятельности не созда­ют никаких новых операций Изготовление орудий труда
   
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем   Виды живых существ, достигших этого уровня развития
I. Стадия элементарной сенсор­ной психики   А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительно­сти. Развитая раздражимость     Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важней­шего органа манипулирова­ния — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов     А. Четкие реакции на биологи чески значимые свойства среды через изменение скорости и на­правления движения. Элемен­тарные формы движений. Сла­бая пластичность поведения. Несформированная способ­ность реагирования на биологи­чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправ­ленная двигательная активность   Б. Четкие реакции на биологи­чески нейтральные раздражите­ли. Развитая двигательная ак­тивность (ползание, рытье, в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность из­бегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и науче­ние играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные про­граммы   А. Простейшие. Многие низ­шие многоклеточные организ­мы, живущие в водной среде     Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улит­ки), некоторые другие беспо­звоночные  
II. Стадия перцептивной психики   А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Ин­теграция, объединение воздей­ствующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган ма­нипулирования — челюсти     Б. Высший уровень. Элемен­тарные формы мышления (ре­шение задач). Складывание определенной картины мира»     В. Наивысший уровень. Выде­ление в практической деятель­ности особой, ориентировоч­но-исследовательской, подго­товительной фазы. Способ­ность решать одну и ту же за­дачу разными методами. Пере­нос однажды найденного прин­ципа решения задачи в новые условия. Создание и использо­вание деятельности примитив­ных орудий. Способность к по­знанию окружающей действи­тельности независимо от на­личных биологических по­требностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно - следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)     А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограмми­рованные компоненты. Двига­тельные способности весьма сложны и разнообразны (ныря­ние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положитель­ных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), раз­витое защитное поведение   Б. Высокоразвитые инстинктив­ные формы поведения. Способ­ность К научению   В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений навыков     А. Рыбы и другие низшие по­звоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво­ночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насеко­мые     Б. Высшие позвоночные (пти­цы и некоторые млекопитаю­щие)   В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

 

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. В процессе исторического развития общества человек изме­няет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функ­ции— специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логиче­ская память, абстрактно-логическое мышление), опосредован­ные применениемвспомогательных средств, речевых знаков, созданныхв процессеисторического развития. Единство выс­ших психических функцийобразует сознаниечеловека.