Россия на современном этапе развития 1992-2003 гг.

Социально-экономическое раз­витие России в 1990-2003 гг.

Россия унаследовала статус великой ядерной дер­жавы, около 60% экономического и научно-технического потен­циала, большую часть территории, но одновременно и серьез­ные проблемы: долги бывшего СССР, катастрофическое состоя­ние экономики. Выход из сложившегося структурного кризиса российские власти во главе с Б. Ельциным видели в радикальной экономической реформе. В 1992 г. Президент РФ сформиро­вал правительство из сторонников рыночной модели хозяйства: и. о. премьер-министра Е. Гайдар, вице-премьеры А. Шохин и А. Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ускоренного перевода на рыночную основу - шоковая терапия. Предусматривались преобразо­вания: переход к свободным ценам (либерализация цен); либерализация торговли; приватизация государственной собственности. Государство отказывалось от прямого вмешательства в эко­номику и намеревалось проводить жесткую финансовую поли­тику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета.

2 января 1992 г. указом Президента вводились свободные цены, разрешались свобода торговли, хождение иностранной валюты. Резко увеличился импорт продовольствия. Социальные последствия реформ оказались тяжелыми: несмотря на повышение зарплат и пенсий, рост цен привел к падению реальных доходов населения. В обще­стве возникло небывалое социальное расслоение. Приватизация - переход государственной собственности в руки частных лиц - осуществлялся Госкомимуществом под руководством А. Чубайса. С 1 октября 1992 г. граждане получили приватизационные чеки - ваучеры, которые давали право на приобретение акций предприя­тий. Предполагалось сформировать слой соб­ственников. Ваучерная приватизация должна была под­готовить переход к денежной приватизации, начатой в 1994 г. Но ваучеры быстро обесценились. Боль­шинство россиян продали их задешево либо вложили в привати­зационные фонды, вскоре прекратившие свое существование. Получе­ние рядовыми аукционерами доходов от акций в условиях нарастания убыточности предприятий оказалось нереально. В ходе проведения приватизации было создано множество финансово-промышленных групп, которые способствовали переходу государ­ственной собственности в руки узкого круга лиц по крайне низ­ким ценам.

Экономическое развитие осложнялось нестабильной поли­тической ситуацией. Президент и правительство действовали в условиях, когда в Верховном Совете, а затем в Государственной Думе большинство принадлежало оппозиции. С 1994 г. требовала колоссальных средств война в Чечне. Продолжался спад произ­водства, особенно в отраслях ВПК, обрабатывающей промыш­ленности. Предпринимательская деятельность сконцентрирова­лась в наиболее прибыльных сферах - торговле и посредниче­стве, что ускоряло рост цен, но не стимулировало рост произ­водства. Особенно пострадали наукоемкие отрасли. Нараставшее в стране недовольство ходом реформ побудило Ельцина назначить главой правитель­ства В. Черномырдина, который заявил о необходимости коррек­ции реформ, придания им социальной направленности. Стремясь расширить социальную поддержку различных слоев населения, Дума принимала законы, требовавшие больших затрат, не по­зволяла сформировать жесткий бюджет. В результате казна столкнулась с нехваткой средств для выплаты зарплаты, задержки по зарплате составляли в ряде регионов до 6 месяцев. Основными источниками пополнения бюджета стали доходы от приватизации, внутренние и внешние займы. Государственный долг стал быстро расти. Увеличивалось число безработных, все большие масштабы приобретала криминализация экономики и преступность. В 1997 г. правительство ужесточило режим экономии на государственные расходы, в первую очередь, на армию, культуру и образование, это получило название секвестр - резкое сокращение расходных статей бюджета.

Осенью 1997 г. резко упали цены на основной продукт российского импор­та - нефть. Весной 1998 г. Ельцин отправил в отставку Черномырдина и назначил главой правительства С. Кириенко. Новое правительство столк­нулось с проблемами: стремительный рост государственного долга, падение валютных запасов Централь­ного банка. 17 августа 1998 г. правительство провело девальва­цию (обесценивание рубля) и объявило дефолт (отказ от обяза­тельств по погашению внешних и внутренних долгов страны). Наибольший урон банкам нанесло прекраще­ние выплат процентов по государственным казначейским обяза­тельствам (ГКО). Меры правительства привели к резкому росту цен, краху банков, разорению множества коммер­ческих фирм. Но, несмотря на негативные последствия дефолта, он способствовал началу оздоровления экономики: сокращение импорта повысило конкурентоспособность российской промыш­ленности. Для стабилизации ситуации в стране Ельцин сменил прави­тельство Кириенко на Е. Примакова, сторонника укрепления роли государства в экономике. Кабинет Примакова смог утвердить реалистичный бюджет; были приняты меры по повышению эффективности работы правитель­ства, успешно решался вопрос реструктуризации долгов (льгот по выплатам) России зарубежным кредиторам. Увеличился разрыв в доходах между бед­ными и богатыми, выделилась прослойка сверхбогатых людей.

В политической жизни РФ в 1992-1994 гг. происходят ра­дикальные изменения. Под влиянием процесса реформ произошло падение популярности де­мократов и усилились симпатии к оппозиции. Часть демократических лидеров перешла на патриотические позиции. Весной 1992 г. наметилась консолидация оппозиционных сил вокруг Верховного Совета РСФСР, являвшегося законо­дательным органом власти (противников реформ поддержал Председатель ВС Р. Хасбулатов). Они призывали к смене правительства. Таким образом, к середине 1992 г. в РФ углубилась поляризация политических сил. Противники курса реформ требовали принять решение об отстранении от должности Президента. Ельцин предложил прове­сти референдум по вопросу о том, кто пользуется большим до­верием - Съезд народных депутатов и Верховный Совет или Президент и правительство. Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. Около 59% населения заявили о доверии президенту, но предложение о досрочных перевыборах Президента и народных депутатов не прошло. Отношения ветвей власти зашло в тупик, так как обе стороны не шли на компромиссы. Ведущей силой оппози­ции стала созданная в начале 1993 г. Коммунистическая партия (КПРФ), лидером которой стал Г. Зюганов. По указанию Ельци­на была ускорена разработка проекта Конституции, в ко­торой полномочия Президента значительно расширялись, что вызвало недовольство Верховного Совета. Руковод­ство ВС блокировало принятие новых законов и угрожало прези­денту и правительству разоблачениями коррупции в высших эшелонах власти. 1 сентября 1993 г. Ель­цин освободил вице-президента Руцкого от должности, а 21 сен­тября вышел указ о роспуске Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новый парламент и одновременно - рефе­рендума по принятию новой Конституции страны.

Верховный Совет расценил это как попытку государ­ственного переворота, принял постановление о прекращении пол­номочий Ельцина и возложении обязанностей Президента на А. Руцкого. Начался период противостояния Пре­зидента и Верховного Совета. Резиденцией ВС стал Белый дом. В Белом доме шло формирование вооруженных отрядов. 2-3 октября 1993 г. противостояние приняло во­оруженный характер. Отряды сторонников ВС захватили мэрию Москвы, попытались взять телерадиоцентр в Останкино. Прези­дент ввел в столице военное положение. 4 октября 1993 г. после обстрела из танковых орудий Белый дом был захвачен, а руко­водители его обороны - арестованы. Число жертв октябрьских событий по официальным данным составило 145 человек. Последующими указами Президента была прекращена дея­тельность Советов всех уровней, власть передавалась главам ме­стных администраций. Это означало окончание Советской влас­ти в России.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум, на котором боль­шинство одобрило президентский проект Конституции. Полно­мочия президента значительно расширялись: формировал пра­вительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верхов­ным Главнокомандующим, имел право распускать парламент и назначать досрочные выборы. Законодательным органом власти стал двухпалатный парламент - Федеральное Собрание. Его верхняя палата - Совет Федерации - представляла субъектов Федерации; нижняя палата - Государственная Дума - избиралась по мажоритарно-пропорциональной системе. Это оз­начало, что 50% мест отдавалось кандидатам, избранным по од­номандатным округам большинством голосов, а вторая половина - по спискам политических партий. Одновременно с референдумом прошли выборы в Государ­ственную Думу. На них наибольшего успеха добилась ЛДПР во главе с В. Жириновским. Важным результатом выборов стало поражение «Демок­ратического выбора России» во главе с Е. Гайдаром, что показа­ло отношение общества к реформаторскому курсу. В начале 1994 г. между большинством общественно-политических сил был заключен договор об общественном согласии, но неоднородность Думы являлись источником затруднений при разработке законов.

По Конституции 1993 г. Россия является федеративным го­сударством, включает 89 субъектов. В 1992-1993 гг. федератив­ные отношения в стране характеризовались преобладанием цент­робежных тенденций. В течение 1994-1995 гг. федеральный центр подписывает 20 двусторонних дого­воров с российскими автономиями. Наиболее тяжелые последствия «парад суверенитетов» имел на Северном Кавказе. В 1991 г. Чечня провозгласила независимость и выход из состава СССР и РСФСР, президентом стал ге­нерал Д. Дудаев. В де­кабре 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни, имея приказ: «Восстановить конституционный порядок». Началась пер­вая чеченская война, носившая кровопролитный характер с при­менением авиации, танков. В 1996 г. Дудаев был убит, в августе 1996 отряды боевиков перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. После этого в г. Ха­савюрт были подписаны соглашения, предусматривавшие вывод федеральных войск с территории Чечни и проведение демокра­тических выборов. Новое чеченское руководство, возглавленное пре­зидентом А. Масхадовым, расценило договор как фактическое признание независимости Чечни.

В декабре 1995 г. состоялись, выборы в Государственную Думу. КПРФ получило на них 22% и стала самой мно­гочисленной фракцией, в парламент прошли также ЛДПР (11%), «Наш дом - Россия» (НДР) во главе с Черномырдиным (10%) и «Яблоко», демократическое объединение под руководством Г. Яв­линского (8%). Преобладание коммунистов в Думе (спикер Г. Селезнев) привело к острому противосто­янию исполнительной и законодательной властей. Положение обострилось ко времени президентских выборов 1996 г. Опросы общественного мнения показывали, что у Ельцина очень низкий рейтинг. Фаворитами среди кандидатов были лидер КПРФ Зюганов и генерал А. Лебедь. В этих условиях помощь Ельцину оказала новая социально-политическая сила - предпри­ниматели. Финансово-промышленные группы и связанные с ними политические кланы, используя СМИ, разработали и фи­нансировали предвыборную кампанию Президента. Во втором туре Ельцин победил Зюганова с преимуществом в 13 %. Но победа не решила проблему стабилизации в экономике. Обострению борьбы за власть способство­вала тяжелая болезнь Ельцина. В мае 1999 г. Ельцин назначил на пост премьер-министра С. Степашина. Но спустя три месяца правительство Степашина тоже было от­правлено в отставку. В августе 1999 г. на пост премьер-министра был назначен бывший глава Феде­ральной Службы Безопасности (ФСБ) - В. Путин.

В 1999 г. состоялись выборы в Государственную Думу. В них наряду с прежними политическими партиями и движениями при­няло участие движение «Единство», одним из лиде­ров которого стал министр по чрезвычайным ситуациям С. Шой­гу. «Единство» вы­двинуло лозунг продолжения реформ, но не сформулировало никаких жестких идеологических принципов. Первое место в Думе получили коммунисты - 24,3%, «Единство» - 23,2%.

Последний срок президентства характеризовался постоянны­ми недомоганиями Ельцина, влиянием на российского лидера так называемой «семьи» - группировки, включающей несколь­ких крупных олигархов, ряд доверенных чиновников и членов президентской семьи. 31 декабря 1999 г. Ельцин подал в от­ставку с поста Президента. Исполнение обязанностей главы государства было возложено на В. Путина, что дало по­следнему возможность привлечь внимание населения к своей деятельности. В марте 2000 г. Путин был избран Президентом РФ.

Политическая обстановка в стране во многом определялась событиями на Кавказе. Осенью 1999 г. началась вторая чеченская война. Правительство развернуло контртер­рористическую операцию. В конце января 2000 г. был взят Грозный, военные действия переместились в горы. К концу года под контролем федеральных сил находились все населен­ные пункты Чеченской республики. Решительные действия Пу­тина на Кавказе создали ему высокую популярность в обществе. Став Президентом, Путин провозгласил курс на стабильность. Впервые за все время реформ Президент РФ мог опереться на голоса депутатов Государственной думы: в 2001 г. «Единство» объединилось с партией «Отечество - вся Рос­сия» и создали проправительственное движение «Единая Россия».

В политической сфере Путин принял меры по укреплению вертикали власти. Введен институт полномочных представителей Президента в семи федеральных округов, на которые была разделена территория России. Изменилась система формирования Совета Федерации и выборов мэров и губернаторов, обеспечившая жесткий кон­троль администрации Президента за их деятельностью. Эта фун­кция возлагалась на специально избираемых местными за­конодательными органами представителей. Совет Федерации становился более управляемым. Новым Председателем СФ стал С. Миронов. В 2004 г. началась административная реформа, цель кото­рой - создание эффективного правительства. Содержание - сокращение числа министерств.

В экономической сфере правительством (до марта 2004 г. его возглавлял М. Касьянов) сделаны следующие шаги: улучшение положения с выплатой пенсий и зар­плат работникам бюджетной сферы, своевременное пога­шение внешнего долга. Сокращен подоходный налог - 13%. Принят Земельный кодекс, закрепивший право частной соб­ственности на землю и разрешивший куплю-продажу зем­ли, не находящейся в сельскохозяйственном использовании.

Вместе с тем, в социально-экономической сфере не решены вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства; не найдена окончательная модель пенсионной реформы. Заявле­но об окончании первого этапа реформы армии, которую плани­руется постепенно перевести на контрактную основу, сделать вы­сокопрофессиональной. Одной из приоритетных проблем Президент назвал «борьбу с бедностью». Способ решения данной проблемы, по мнению Путина, удвоение в течение 10 лет валового внутреннего про­дукта.

В марте 2004 г. В. Путин вторично избран Президентом. В Думе большинство голосов после выборов де­кабря 2003 г. принадлежит партии власти «Единство». Прошед­шие четыре года президентства Владимира Путина вызывают у исследователей различные мнения. Одни видят несомненные успехи в стабилизации экономики и политической жизни, отме­чают высокие рейтинги президента, подтверждающие его статус национального лидера. Другие усматривают авторитарные, кон­сервативные тенденции в деятельности Путина. Ста­бильность и экономический рост, которые ставят в заслугу Путину, другие объясняют как следствие благоприятной конъюнктуры на нефть и газ на мировом рынке.

Таким образом, в период 1992-2004 гг. в России произош­ли радикальные преобразования в экономике и политической системе.

Распад СССР коренным образом изменил положение на меж­дународной арене. Перед всеми странами встала проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности.

В течение 1992-1993 гг. идет процесс оформления Содру­жества Независимых Государств (СНГ). Развитие Содружества проходило с серьезными трудностями. Одним из спорных пунктов были вооруженные силы. Немало споров вызывало положение русскоязычного насе­ления на территории бывших советских республик. Наиболее тесно развивалось сотрудничество России и Бело­руссии. В 1996 г. они подписали Договор о создании Сообще­ства, а через год Сообщество стало Союзом, был принят его устав. Ведется подготовка к переходу на единую валюту. Обсуждается вопрос о создании единого государства.

Российская дипломатия стремилась учитывать особенности нового этапа международ­ных отношений. В 1992-1994 гг. приоритетом внешней политики России являлось установление партнерских отношений с США. В 1994 г. Рос­сия и страны СНГ вступили в программу «Партнерство ради мира». Россия стала членом таких финансовых организаций, как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В 1993 г. во время визита в Москву президента США Дж. Буша-старшего был заключен Договор об ограниче­нии стратегических вооружений (ОСНВ-2), предполагавший со­кращение ядерных потенциалов на 2/3. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, подписано соглашение о партнерстве России с Европейским Союзом. Серьезные разногласия между Россией и США вызвал конфликт на Балканах. В начале 1996 г. Министерство иностранных дел России возглавил Е. Примаков, что обозначило серьезный поворот в отечественной внешней по­литике. Примаков подчеркивал статус России как великой дер­жавы, имеющей собственные интересы. Целью внешней политики России стало противодействие созда­нию «однополюсного» мира под лидерством США. Россия уделяла больше внимания развитию отношений с Кита­ем, Индией, Ираном, Северной Кореей, Ираком. Особое беспо­койство российских властей и общества вызывало расширение НАТО на Восток, стремление стран Восточной Европы вступить в Североатлантический блок.

Согласно концепции внешней политики, утвержденной Пре­зидентом РФ В. Путиным в июне 2000 г., российская диплома­тия продолжает рассматривать отношения с сосе­дями по СНГ как имеющие особое значение. В 2000 г. подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического со­общества в составе России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Нача­лись переговоры о создании единого экономического простран­ства стран СНГ. По методам борьбы с терроризмом, режимами, нарушаю­щими принципы нераспространения оружия массового пораже­ния, между США и Россией оста­ются разногласия, но стороны подчеркивают общую заинтересо­ванность в решении этих проблем. Во время президентства Путина большое внимание уделялось деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.