Россия на современном этапе развития 1992-2003 гг.
Социально-экономическое развитие России в 1990-2003 гг.
Россия унаследовала статус великой ядерной державы, около 60% экономического и научно-технического потенциала, большую часть территории, но одновременно и серьезные проблемы: долги бывшего СССР, катастрофическое состояние экономики. Выход из сложившегося структурного кризиса российские власти во главе с Б. Ельциным видели в радикальной экономической реформе. В 1992 г. Президент РФ сформировал правительство из сторонников рыночной модели хозяйства: и. о. премьер-министра Е. Гайдар, вице-премьеры А. Шохин и А. Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ускоренного перевода на рыночную основу - шоковая терапия. Предусматривались преобразования: переход к свободным ценам (либерализация цен); либерализация торговли; приватизация государственной собственности. Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику и намеревалось проводить жесткую финансовую политику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета.
2 января 1992 г. указом Президента вводились свободные цены, разрешались свобода торговли, хождение иностранной валюты. Резко увеличился импорт продовольствия. Социальные последствия реформ оказались тяжелыми: несмотря на повышение зарплат и пенсий, рост цен привел к падению реальных доходов населения. В обществе возникло небывалое социальное расслоение. Приватизация - переход государственной собственности в руки частных лиц - осуществлялся Госкомимуществом под руководством А. Чубайса. С 1 октября 1992 г. граждане получили приватизационные чеки - ваучеры, которые давали право на приобретение акций предприятий. Предполагалось сформировать слой собственников. Ваучерная приватизация должна была подготовить переход к денежной приватизации, начатой в 1994 г. Но ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их задешево либо вложили в приватизационные фонды, вскоре прекратившие свое существование. Получение рядовыми аукционерами доходов от акций в условиях нарастания убыточности предприятий оказалось нереально. В ходе проведения приватизации было создано множество финансово-промышленных групп, которые способствовали переходу государственной собственности в руки узкого круга лиц по крайне низким ценам.
Экономическое развитие осложнялось нестабильной политической ситуацией. Президент и правительство действовали в условиях, когда в Верховном Совете, а затем в Государственной Думе большинство принадлежало оппозиции. С 1994 г. требовала колоссальных средств война в Чечне. Продолжался спад производства, особенно в отраслях ВПК, обрабатывающей промышленности. Предпринимательская деятельность сконцентрировалась в наиболее прибыльных сферах - торговле и посредничестве, что ускоряло рост цен, но не стимулировало рост производства. Особенно пострадали наукоемкие отрасли. Нараставшее в стране недовольство ходом реформ побудило Ельцина назначить главой правительства В. Черномырдина, который заявил о необходимости коррекции реформ, придания им социальной направленности. Стремясь расширить социальную поддержку различных слоев населения, Дума принимала законы, требовавшие больших затрат, не позволяла сформировать жесткий бюджет. В результате казна столкнулась с нехваткой средств для выплаты зарплаты, задержки по зарплате составляли в ряде регионов до 6 месяцев. Основными источниками пополнения бюджета стали доходы от приватизации, внутренние и внешние займы. Государственный долг стал быстро расти. Увеличивалось число безработных, все большие масштабы приобретала криминализация экономики и преступность. В 1997 г. правительство ужесточило режим экономии на государственные расходы, в первую очередь, на армию, культуру и образование, это получило название секвестр - резкое сокращение расходных статей бюджета.
Осенью 1997 г. резко упали цены на основной продукт российского импорта - нефть. Весной 1998 г. Ельцин отправил в отставку Черномырдина и назначил главой правительства С. Кириенко. Новое правительство столкнулось с проблемами: стремительный рост государственного долга, падение валютных запасов Центрального банка. 17 августа 1998 г. правительство провело девальвацию (обесценивание рубля) и объявило дефолт (отказ от обязательств по погашению внешних и внутренних долгов страны). Наибольший урон банкам нанесло прекращение выплат процентов по государственным казначейским обязательствам (ГКО). Меры правительства привели к резкому росту цен, краху банков, разорению множества коммерческих фирм. Но, несмотря на негативные последствия дефолта, он способствовал началу оздоровления экономики: сокращение импорта повысило конкурентоспособность российской промышленности. Для стабилизации ситуации в стране Ельцин сменил правительство Кириенко на Е. Примакова, сторонника укрепления роли государства в экономике. Кабинет Примакова смог утвердить реалистичный бюджет; были приняты меры по повышению эффективности работы правительства, успешно решался вопрос реструктуризации долгов (льгот по выплатам) России зарубежным кредиторам. Увеличился разрыв в доходах между бедными и богатыми, выделилась прослойка сверхбогатых людей.
В политической жизни РФ в 1992-1994 гг. происходят радикальные изменения. Под влиянием процесса реформ произошло падение популярности демократов и усилились симпатии к оппозиции. Часть демократических лидеров перешла на патриотические позиции. Весной 1992 г. наметилась консолидация оппозиционных сил вокруг Верховного Совета РСФСР, являвшегося законодательным органом власти (противников реформ поддержал Председатель ВС Р. Хасбулатов). Они призывали к смене правительства. Таким образом, к середине 1992 г. в РФ углубилась поляризация политических сил. Противники курса реформ требовали принять решение об отстранении от должности Президента. Ельцин предложил провести референдум по вопросу о том, кто пользуется большим доверием - Съезд народных депутатов и Верховный Совет или Президент и правительство. Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. Около 59% населения заявили о доверии президенту, но предложение о досрочных перевыборах Президента и народных депутатов не прошло. Отношения ветвей власти зашло в тупик, так как обе стороны не шли на компромиссы. Ведущей силой оппозиции стала созданная в начале 1993 г. Коммунистическая партия (КПРФ), лидером которой стал Г. Зюганов. По указанию Ельцина была ускорена разработка проекта Конституции, в которой полномочия Президента значительно расширялись, что вызвало недовольство Верховного Совета. Руководство ВС блокировало принятие новых законов и угрожало президенту и правительству разоблачениями коррупции в высших эшелонах власти. 1 сентября 1993 г. Ельцин освободил вице-президента Руцкого от должности, а 21 сентября вышел указ о роспуске Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новый парламент и одновременно - референдума по принятию новой Конституции страны.
Верховный Совет расценил это как попытку государственного переворота, принял постановление о прекращении полномочий Ельцина и возложении обязанностей Президента на А. Руцкого. Начался период противостояния Президента и Верховного Совета. Резиденцией ВС стал Белый дом. В Белом доме шло формирование вооруженных отрядов. 2-3 октября 1993 г. противостояние приняло вооруженный характер. Отряды сторонников ВС захватили мэрию Москвы, попытались взять телерадиоцентр в Останкино. Президент ввел в столице военное положение. 4 октября 1993 г. после обстрела из танковых орудий Белый дом был захвачен, а руководители его обороны - арестованы. Число жертв октябрьских событий по официальным данным составило 145 человек. Последующими указами Президента была прекращена деятельность Советов всех уровней, власть передавалась главам местных администраций. Это означало окончание Советской власти в России.
12 декабря 1993 г. состоялся референдум, на котором большинство одобрило президентский проект Конституции. Полномочия президента значительно расширялись: формировал правительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верховным Главнокомандующим, имел право распускать парламент и назначать досрочные выборы. Законодательным органом власти стал двухпалатный парламент - Федеральное Собрание. Его верхняя палата - Совет Федерации - представляла субъектов Федерации; нижняя палата - Государственная Дума - избиралась по мажоритарно-пропорциональной системе. Это означало, что 50% мест отдавалось кандидатам, избранным по одномандатным округам большинством голосов, а вторая половина - по спискам политических партий. Одновременно с референдумом прошли выборы в Государственную Думу. На них наибольшего успеха добилась ЛДПР во главе с В. Жириновским. Важным результатом выборов стало поражение «Демократического выбора России» во главе с Е. Гайдаром, что показало отношение общества к реформаторскому курсу. В начале 1994 г. между большинством общественно-политических сил был заключен договор об общественном согласии, но неоднородность Думы являлись источником затруднений при разработке законов.
По Конституции 1993 г. Россия является федеративным государством, включает 89 субъектов. В 1992-1993 гг. федеративные отношения в стране характеризовались преобладанием центробежных тенденций. В течение 1994-1995 гг. федеральный центр подписывает 20 двусторонних договоров с российскими автономиями. Наиболее тяжелые последствия «парад суверенитетов» имел на Северном Кавказе. В 1991 г. Чечня провозгласила независимость и выход из состава СССР и РСФСР, президентом стал генерал Д. Дудаев. В декабре 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни, имея приказ: «Восстановить конституционный порядок». Началась первая чеченская война, носившая кровопролитный характер с применением авиации, танков. В 1996 г. Дудаев был убит, в августе 1996 отряды боевиков перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. После этого в г. Хасавюрт были подписаны соглашения, предусматривавшие вывод федеральных войск с территории Чечни и проведение демократических выборов. Новое чеченское руководство, возглавленное президентом А. Масхадовым, расценило договор как фактическое признание независимости Чечни.
В декабре 1995 г. состоялись, выборы в Государственную Думу. КПРФ получило на них 22% и стала самой многочисленной фракцией, в парламент прошли также ЛДПР (11%), «Наш дом - Россия» (НДР) во главе с Черномырдиным (10%) и «Яблоко», демократическое объединение под руководством Г. Явлинского (8%). Преобладание коммунистов в Думе (спикер Г. Селезнев) привело к острому противостоянию исполнительной и законодательной властей. Положение обострилось ко времени президентских выборов 1996 г. Опросы общественного мнения показывали, что у Ельцина очень низкий рейтинг. Фаворитами среди кандидатов были лидер КПРФ Зюганов и генерал А. Лебедь. В этих условиях помощь Ельцину оказала новая социально-политическая сила - предприниматели. Финансово-промышленные группы и связанные с ними политические кланы, используя СМИ, разработали и финансировали предвыборную кампанию Президента. Во втором туре Ельцин победил Зюганова с преимуществом в 13 %. Но победа не решила проблему стабилизации в экономике. Обострению борьбы за власть способствовала тяжелая болезнь Ельцина. В мае 1999 г. Ельцин назначил на пост премьер-министра С. Степашина. Но спустя три месяца правительство Степашина тоже было отправлено в отставку. В августе 1999 г. на пост премьер-министра был назначен бывший глава Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) - В. Путин.
В 1999 г. состоялись выборы в Государственную Думу. В них наряду с прежними политическими партиями и движениями приняло участие движение «Единство», одним из лидеров которого стал министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. «Единство» выдвинуло лозунг продолжения реформ, но не сформулировало никаких жестких идеологических принципов. Первое место в Думе получили коммунисты - 24,3%, «Единство» - 23,2%.
Последний срок президентства характеризовался постоянными недомоганиями Ельцина, влиянием на российского лидера так называемой «семьи» - группировки, включающей нескольких крупных олигархов, ряд доверенных чиновников и членов президентской семьи. 31 декабря 1999 г. Ельцин подал в отставку с поста Президента. Исполнение обязанностей главы государства было возложено на В. Путина, что дало последнему возможность привлечь внимание населения к своей деятельности. В марте 2000 г. Путин был избран Президентом РФ.
Политическая обстановка в стране во многом определялась событиями на Кавказе. Осенью 1999 г. началась вторая чеченская война. Правительство развернуло контртеррористическую операцию. В конце января 2000 г. был взят Грозный, военные действия переместились в горы. К концу года под контролем федеральных сил находились все населенные пункты Чеченской республики. Решительные действия Путина на Кавказе создали ему высокую популярность в обществе. Став Президентом, Путин провозгласил курс на стабильность. Впервые за все время реформ Президент РФ мог опереться на голоса депутатов Государственной думы: в 2001 г. «Единство» объединилось с партией «Отечество - вся Россия» и создали проправительственное движение «Единая Россия».
В политической сфере Путин принял меры по укреплению вертикали власти. Введен институт полномочных представителей Президента в семи федеральных округов, на которые была разделена территория России. Изменилась система формирования Совета Федерации и выборов мэров и губернаторов, обеспечившая жесткий контроль администрации Президента за их деятельностью. Эта функция возлагалась на специально избираемых местными законодательными органами представителей. Совет Федерации становился более управляемым. Новым Председателем СФ стал С. Миронов. В 2004 г. началась административная реформа, цель которой - создание эффективного правительства. Содержание - сокращение числа министерств.
В экономической сфере правительством (до марта 2004 г. его возглавлял М. Касьянов) сделаны следующие шаги: улучшение положения с выплатой пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы, своевременное погашение внешнего долга. Сокращен подоходный налог - 13%. Принят Земельный кодекс, закрепивший право частной собственности на землю и разрешивший куплю-продажу земли, не находящейся в сельскохозяйственном использовании.
Вместе с тем, в социально-экономической сфере не решены вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства; не найдена окончательная модель пенсионной реформы. Заявлено об окончании первого этапа реформы армии, которую планируется постепенно перевести на контрактную основу, сделать высокопрофессиональной. Одной из приоритетных проблем Президент назвал «борьбу с бедностью». Способ решения данной проблемы, по мнению Путина, удвоение в течение 10 лет валового внутреннего продукта.
В марте 2004 г. В. Путин вторично избран Президентом. В Думе большинство голосов после выборов декабря 2003 г. принадлежит партии власти «Единство». Прошедшие четыре года президентства Владимира Путина вызывают у исследователей различные мнения. Одни видят несомненные успехи в стабилизации экономики и политической жизни, отмечают высокие рейтинги президента, подтверждающие его статус национального лидера. Другие усматривают авторитарные, консервативные тенденции в деятельности Путина. Стабильность и экономический рост, которые ставят в заслугу Путину, другие объясняют как следствие благоприятной конъюнктуры на нефть и газ на мировом рынке.
Таким образом, в период 1992-2004 гг. в России произошли радикальные преобразования в экономике и политической системе.
Распад СССР коренным образом изменил положение на международной арене. Перед всеми странами встала проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности.
В течение 1992-1993 гг. идет процесс оформления Содружества Независимых Государств (СНГ). Развитие Содружества проходило с серьезными трудностями. Одним из спорных пунктов были вооруженные силы. Немало споров вызывало положение русскоязычного населения на территории бывших советских республик. Наиболее тесно развивалось сотрудничество России и Белоруссии. В 1996 г. они подписали Договор о создании Сообщества, а через год Сообщество стало Союзом, был принят его устав. Ведется подготовка к переходу на единую валюту. Обсуждается вопрос о создании единого государства.
Российская дипломатия стремилась учитывать особенности нового этапа международных отношений. В 1992-1994 гг. приоритетом внешней политики России являлось установление партнерских отношений с США. В 1994 г. Россия и страны СНГ вступили в программу «Партнерство ради мира». Россия стала членом таких финансовых организаций, как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В 1993 г. во время визита в Москву президента США Дж. Буша-старшего был заключен Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСНВ-2), предполагавший сокращение ядерных потенциалов на 2/3. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, подписано соглашение о партнерстве России с Европейским Союзом. Серьезные разногласия между Россией и США вызвал конфликт на Балканах. В начале 1996 г. Министерство иностранных дел России возглавил Е. Примаков, что обозначило серьезный поворот в отечественной внешней политике. Примаков подчеркивал статус России как великой державы, имеющей собственные интересы. Целью внешней политики России стало противодействие созданию «однополюсного» мира под лидерством США. Россия уделяла больше внимания развитию отношений с Китаем, Индией, Ираном, Северной Кореей, Ираком. Особое беспокойство российских властей и общества вызывало расширение НАТО на Восток, стремление стран Восточной Европы вступить в Североатлантический блок.
Согласно концепции внешней политики, утвержденной Президентом РФ В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с соседями по СНГ как имеющие особое значение. В 2000 г. подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества в составе России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Начались переговоры о создании единого экономического пространства стран СНГ. По методам борьбы с терроризмом, режимами, нарушающими принципы нераспространения оружия массового поражения, между США и Россией остаются разногласия, но стороны подчеркивают общую заинтересованность в решении этих проблем. Во время президентства Путина большое внимание уделялось деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.