Информационные ресурсы России

Электронные библиотеки.

Библиотека Library of Congress была основана в 1800 году в г. Вашингтоне. Узел http:\www.loc.govбыл создан в 1995 г. как проект аспирантов в Школе информатики Университета Мичиган и продолжает свою работу как некоммерческая организация и борется за полноту охвата информации. А узел Internet Public Library http:\www.ipl.org стремится максисмально упростить поиск, на этом узле можно найти основную часть библиотечных источников информации.

Во всем мире библиографические документы принято описывать с помощью MARC-форматов (Machine Readable Cataloguing - Машиночитаемый каталог). Формат MARC (USMARC, текущая версия имеет название MARC21), разработанный в 60-е годы сотрудниками Библиотеки Конгресса, первоначально предназначался для автоматизации подготовки каталожных карточек с описанием книг. В дальнейшем были разработаны варианты формата MARC для других видов изданий: журналов, географических карт, нот и т. д., а также различные версии, ориентированные на национальные правила каталогизации для изданий различных стран. Дальнейшее развитие привело к созданию национальных коммуникативных форматов, с одной стороны, и международного коммуникативного формата, с другой стороны.

 

Фундаментальным инструментом для представле­ния и реализации данного процесса в компьютере стал формат МАRС(МАchine-Readable Cataloging). Он был разработан в Биб­лиотеке Конгресса США для распространения каталожных записей на магнитной ленте. В настоящее время МАRС используется для большинства категорий библиотечных материа­лов.

Сегодня практически любая библиотека США имеет свой он-лайновый каталог. На библиотечном жаргоне такие каталоги называ­ются «онлайновый каталог публичного доступа» (online public access). Многие библиотеки приложили большие усилия по переводу всех старых бумажных каталогов в формат МАRС, что по­зволяет избежать ситуации, когда новые поступления находятся в онлайновом каталоге, а более старые издания - в обычном.

Некоторые библиотеки мира:

- www.bl.uk - Британская библиотека;

- www.loc.gov - Библиотека Конгресса США;

- www.bnf.fr - Национальная библиотека Франции;

- www.ddb.de - Немецкая библиотека Германии.

Государственные информационные ресурсы(находятся в собственности государства).

Информационные ресурсы страны представляют собой сложный конгломерат, включающий огромное множество разнообразных объектов. Органы управления всех уровней, любые хозяйствующие субъекты, учреждения и т.д., формируют для обеспечения своей деятельности информационные ресурсы.

Главной задачей ряда федеральных органов является формирование государственных информационных ресурсов. Такие как - Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное агенство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ - формирует информ. ресурсы для органов власти).

 

С точки зрения национальных стратегических интересов наибольшее значение представляют государственные информационные ресурсы, основу которых составляют четыре государственные информационные системы России, которые носят универсальный, межведомственный характер.

· библиотечная сеть России(фонды более чем 150 000 библиотек),

· архивный фонд Российской Федерации(более 1млн. архивных фондов),

· государст­венная система статистики(данные о 4 млн. юридических лиц по 240 формам стат. отчетности),

  • государственная система научно-технической информации (ГСНТИ)(информационные фонды более 30 органов НТИ федерального уровня и 69 региональных центров НТИ);

Государство, в лице своих властных органов и организаций, по-прежнему остается крупнейшим производителем и потребителем информации. Государственные информационные ресурсы являются важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства: осуществление государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержку социально- экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д. Поэтому, не менее важным элементом структуры информационных ресурсов России являются:

· Информационные ресурсы органов власти и управления;

· Информационные ресурсы системы правовой информации;

Большая часть информационных ресурсов нижеприведенных элементов структуры, носят негосударственный характер, причем доля этих ресурсов в общем объеме, из года в год возрастает:

· Информационные ресурсы предприятий, организаций;

· Информационные ресурсы частных лиц.

 

В последние годы начала складываться и система правовой информации, призванная объе­динить неэффективно функционирующие ведомственные и регио­нальные системы информирования о нормативно-правовых актах.

Универсальный характер имеют также справочные информа­ционные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предпри­ятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. Однако сколько-нибудь орга­низованной системы информационно-справочных служб для насе­ления России в настоящее время нет, что следует рассматривать как проявление структурной неполноты российских информационных ресурсов.

При отсутствии со стороны государства механизмов, обес­печивающих равный доступ к отраслевой и ведомственной ин­формации, созданной на средства налогоплательщиков, преиму­щества на информационном рынке получают коммерческие фир­мы, функционирующие при государственных структурах. Более -30 министерств и ведомств имеют «при себе» коммерческие организации, бесплатно пользующиеся централизовано собранными информационными ресурсами и по высоким ценам предлагаю­щие на их основе информационные услуги. Ряд из них бесплатно или по льготным ценам обслуживают бюджетные организации (как правило, по узкому спектру услуг) и монопольно устанавли­вают цены для высоко- и среднеплатежеспособных потребителей. Потребители с низкой платежеспособностью вынуждены пользо­ваться услугами «черного» рынка, которые зачастую предостав­ляют недостоверную или устаревшую информацию.

В России, в отличие от развитых стран, сеть Интернет пока не стала неотъемлемой частью массовой культуры и бизнеса. Профессиональные производители информационных ресурсов, обладающие навыками и возможностями качественного сбора и смысловой обработки информации, не видят се­годня возможностей прибыльной работы через сеть Интернет в России. Высококачественные, активно используемые крупные научные, социально-экономические, справочные информацион­ные ресурсы в российском Интернете сейчас скорее исключение, чем правило.