Информационные ресурсы России
Электронные библиотеки.
Библиотека Library of Congress была основана в 1800 году в г. Вашингтоне. Узел http:\www.loc.govбыл создан в 1995 г. как проект аспирантов в Школе информатики Университета Мичиган и продолжает свою работу как некоммерческая организация и борется за полноту охвата информации. А узел Internet Public Library http:\www.ipl.org стремится максисмально упростить поиск, на этом узле можно найти основную часть библиотечных источников информации.
Во всем мире библиографические документы принято описывать с помощью MARC-форматов (Machine Readable Cataloguing - Машиночитаемый каталог). Формат MARC (USMARC, текущая версия имеет название MARC21), разработанный в 60-е годы сотрудниками Библиотеки Конгресса, первоначально предназначался для автоматизации подготовки каталожных карточек с описанием книг. В дальнейшем были разработаны варианты формата MARC для других видов изданий: журналов, географических карт, нот и т. д., а также различные версии, ориентированные на национальные правила каталогизации для изданий различных стран. Дальнейшее развитие привело к созданию национальных коммуникативных форматов, с одной стороны, и международного коммуникативного формата, с другой стороны.
Фундаментальным инструментом для представления и реализации данного процесса в компьютере стал формат МАRС(МАchine-Readable Cataloging). Он был разработан в Библиотеке Конгресса США для распространения каталожных записей на магнитной ленте. В настоящее время МАRС используется для большинства категорий библиотечных материалов.
Сегодня практически любая библиотека США имеет свой он-лайновый каталог. На библиотечном жаргоне такие каталоги называются «онлайновый каталог публичного доступа» (online public access). Многие библиотеки приложили большие усилия по переводу всех старых бумажных каталогов в формат МАRС, что позволяет избежать ситуации, когда новые поступления находятся в онлайновом каталоге, а более старые издания - в обычном.
Некоторые библиотеки мира:
- www.bl.uk - Британская библиотека;
- www.loc.gov - Библиотека Конгресса США;
- www.bnf.fr - Национальная библиотека Франции;
- www.ddb.de - Немецкая библиотека Германии.
Государственные информационные ресурсы(находятся в собственности государства).
Информационные ресурсы страны представляют собой сложный конгломерат, включающий огромное множество разнообразных объектов. Органы управления всех уровней, любые хозяйствующие субъекты, учреждения и т.д., формируют для обеспечения своей деятельности информационные ресурсы.
Главной задачей ряда федеральных органов является формирование государственных информационных ресурсов. Такие как - Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное агенство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ - формирует информ. ресурсы для органов власти).
С точки зрения национальных стратегических интересов наибольшее значение представляют государственные информационные ресурсы, основу которых составляют четыре государственные информационные системы России, которые носят универсальный, межведомственный характер.
· библиотечная сеть России(фонды более чем 150 000 библиотек),
· архивный фонд Российской Федерации(более 1млн. архивных фондов),
· государственная система статистики(данные о 4 млн. юридических лиц по 240 формам стат. отчетности),
- государственная система научно-технической информации (ГСНТИ)(информационные фонды более 30 органов НТИ федерального уровня и 69 региональных центров НТИ);
Государство, в лице своих властных органов и организаций, по-прежнему остается крупнейшим производителем и потребителем информации. Государственные информационные ресурсы являются важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства: осуществление государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержку социально- экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д. Поэтому, не менее важным элементом структуры информационных ресурсов России являются:
· Информационные ресурсы органов власти и управления;
· Информационные ресурсы системы правовой информации;
Большая часть информационных ресурсов нижеприведенных элементов структуры, носят негосударственный характер, причем доля этих ресурсов в общем объеме, из года в год возрастает:
· Информационные ресурсы предприятий, организаций;
· Информационные ресурсы частных лиц.
В последние годы начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах.
Универсальный характер имеют также справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. Однако сколько-нибудь организованной системы информационно-справочных служб для населения России в настоящее время нет, что следует рассматривать как проявление структурной неполноты российских информационных ресурсов.
При отсутствии со стороны государства механизмов, обеспечивающих равный доступ к отраслевой и ведомственной информации, созданной на средства налогоплательщиков, преимущества на информационном рынке получают коммерческие фирмы, функционирующие при государственных структурах. Более -30 министерств и ведомств имеют «при себе» коммерческие организации, бесплатно пользующиеся централизовано собранными информационными ресурсами и по высоким ценам предлагающие на их основе информационные услуги. Ряд из них бесплатно или по льготным ценам обслуживают бюджетные организации (как правило, по узкому спектру услуг) и монопольно устанавливают цены для высоко- и среднеплатежеспособных потребителей. Потребители с низкой платежеспособностью вынуждены пользоваться услугами «черного» рынка, которые зачастую предоставляют недостоверную или устаревшую информацию.
В России, в отличие от развитых стран, сеть Интернет пока не стала неотъемлемой частью массовой культуры и бизнеса. Профессиональные производители информационных ресурсов, обладающие навыками и возможностями качественного сбора и смысловой обработки информации, не видят сегодня возможностей прибыльной работы через сеть Интернет в России. Высококачественные, активно используемые крупные научные, социально-экономические, справочные информационные ресурсы в российском Интернете сейчас скорее исключение, чем правило.