Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики.

Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики;

Структура курса

Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции эконо­мических доктрин означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классово-формационному принципу (теория «буржуазная», «мелкобуржуазная», «пролетарская» либо «капиталистическая» и «социалистическая»), в том числе надуманную идею противопоставления экономичес­кой теории по географическому принципу («отечественная тео­рия» и «западная теория»). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направ­лениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с уче­том лучших социально-экономических достижений мировой ци­вилизации и совокупности обусловливающих обновление и изме­нение экономической теории факторов исторического, экономи­ческого и социального свойства.

В отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет критерием периодизации служат не классовые общественно-экономические формации (рабовладель­ческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижение на пер­вый план позиции конкретных качественных преобразований в эко­номике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики.

Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:

1) Экономические учения эпохи дорыночной экономи­ки;

Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается разли­чать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйст­венных либо товарно-денежных отношений. И во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не по тому, присутствует ли государственное вмешатель­ство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли госу­дарство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.

Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть на­правлений и этапов развития экономической мысли в рамках на­званных выше разделов курса.

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпо­ха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные от­ношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, фило­софы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень системати­зации экономических идей и концепций не обеспечил достаточ­ных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют перио­дом первоначального накопления капитала и зарождения капита­лизма; по неклассово-формационной позиции — это период пере­хода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения исто­рии экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассово-формационному варианту — как период первой теоретической концепции ры­ночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней тор­говли и осмысления развития экономики в условиях формирую­щейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет сво­его времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.

В частности, на заре своего исторического восхождения эконо­мическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирую­щего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наиме­нование то «рыночных», то «капиталистических», распространи­лись на все аспекты общественных отношений государства.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной эконо­мики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XVII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного «laissezfaire» — словосочетание, означающее абсолют­ное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перево­роту совершила переход от стадии мануфактурной к так называе­мой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в. , индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные пре­обладанием идеи саморегулируемости экономики свободной кон­куренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической на­уке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала «командные вы­соты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в. , заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во мно­гом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основа­тельно противостояли антирыночным реформаторским концепци­ям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливос­ти на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывав­ших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочих «зол» капиталистического настоящего.

Вместе с тем классики совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловлен­ности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемос­ти принципов «чистой» экономической теории и не принимая все­рьез достаточно успешные наработки в данном направлении в тру­дах авторов так называемой немецкой исторической школы во вто­рой половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую эконо­мию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предше­ственницу во многих теоретико-методологических аспектах. Глав­ным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий эконо­мического анализа базирующихся на математическом «языке» мар­жинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклас­сической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориен­тированной) рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20—30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимо­нопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа laissez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополи­зации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершен­ные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отно­шений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XX в. социально-институциональное направление эко­номической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретиче­ские обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкурен­ции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятиле­тий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как ни­когда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мыш­ления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозна­чении прошлого и будущего состояния общества не прибегают бо­лее к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — «капитализма» и «социа­лизма» и соответственно «капиталистической» и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной эконо­мике» или «рыночных экономических отношениях».