Перспективы использования Internet

Достоинства и недостатки различных способов обновления информационных баз и работы с ними

Вопрос 53. Технологии передачи информации при работе с правовыми базами

1. Характеристики и возможности справочных правовых систем

1. Справочные правовые системы (СПС)обладают следующими свойствами, делающими их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:

возможность работы с огромными массивами текстовой информации (объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно по несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т. д.);

использование специальных поисковых программных средств (что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени повсей информационной базе);

возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, то есть с применением электронной почты или сети Internet.

Широкое признание пользователей получили коммерческие справочные правовые системы, такие как:

• "КонсультантПлюс" (АО "КонсультантПлюс");

• "Гарант" (НПП "Гарант-сервис");

• "Кодекс" (ГП "Центр компьютерных разработок", СПб.);

• "Юсис" (Юридическое агентство "Intralex").

2. Наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Специфика правовой информации состоит в том, что специалисту нельзя не знать последних изменений в законодательстве. Более того, несвоевременное получение даже одного небольшого документа может привести к серь­езным проблемам.

Можно выделить два основных этапа (технологические процедуры) в процессе обновления информационных баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС:

• актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя;

• передача новой информации потребителю.

Процесс актуализации информационной базы (то есть включения в базу новой информации) очень сложен в том случае, если вновь включаемая информация полноценно интегрируется в существующий банк (взаимными ссылками и т. п.). Например, в технологии КонсультантПлюс это делается ежедневно, просто и эффективно, а сам процесс занимает считанные минуты, и не требуется никаких дополнительных трудоемких операций с базой. В ряде технологий других производителей это делается либо раз в неделю, либо раз в месяц.

На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонный банк производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой информации.

В настоящее время используются два основных способа (две основные технологии) доступа к правовым базам:

удаленный доступ. В этом случае эталонная база целиком имеется только на сервере компании-разработчика и отсутствует на компьютере пользователя. Для получения доступа к хранящемуся на сервере документу необходимо использовать телекоммуникации;

прямой доступ. Вся информационная база со специальной поисковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация полностью загружается в эту базу.

С финансовой точки зрения удаленный доступ более удобен для тех пользователей, которым не требуется очень часто обращаться к правовым базам.

3. Все большую популярность приобретает работа с информацией через Internet. Работа в сети Internet - это по сути тоже использование удобной технологии удаленного доступа. Причина ее популярности в очень простом и удобном графическом интерфейсе, позволяющем в едином стандарте работать с любой информацией.

Доступ к правовым базам через Internet имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа:

достоинства - возможность оперативно получать информацию непосредственно из информационной базы разработчика;

недостатки - зависимость от работы телекоммуникационных сетей и отсутствие дополнительных сервисных возможностей.

Удаленный доступ к информации (через Internet] получил существенное распространение за последнее десятилетие по следующим причинам:

· стремительное распространение персональных компьютеров;

· совершенствование устройств хранения информации (жестких дисков, CD-ROM и др.);

· удешевление компьютеров и услуг провайдеров Internet.

Существует несколько разновидностей передачи информации в базы, расположенные на компьютерах пользователей:

• оперативная и экономичная передача относительно малых объемов информации (например, только свежих материалов, то есть актуализация базы);

• передача пользователю всей базы на CD-ROM (менее оперативно и сложнее процесс актуализации).

Таким образом, в настоящее время достаточно активно используются оба описанных способа доступа к правовым базам, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Более того, значительная часть пользователей сочетает два вида технологии передачи информации.


Список использованной литературы

1. Андрианов В.И., Соколов А.В. Мобильные телефоны. - СПб.: БХВ - Петербург; Арлит, 2003. - 384 с.

2. Дубнов П.Ю. Access 2002. - М.: ДМК Пресс, 2004. - 320 с.

3. Згадзай О.Э. и др. Информатика для юристов: Учебник/Згадзай О.Э., Казанцев С.Я., Казанцева Л.А.; Под ред. Казанцева С.Я. - М.: Мастерство, 2001. - 256 с.

4. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. - 288 с.

5. Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Уч. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. Центр "МарТ", 2002. - 416 с.

6. Информатика: Учебник - 3-е перераб. изд. / Под ред. Макаровой Н.В. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 768 с.

7. Никифоров С.В. Введение в сетевые технологии: Элементы применения и администрирования сетей: Учеб. пособие. - М.:Финансы и статистика, 2003. - 224 с.

8. Мамаев М., Петренко С. Технологии защиты информации в Интернете. Специальный справочник. - СПб.: Питер, 2002. - 848 с.

9. Жданов А.Г., Рассказов Д.А., Смирнов Д.А., Шипилов М.М. Передача речи по сетям с коммутацией пакетов (IP-телефония) / Под ред. Бабкова В.Ю. и Вознюка М.А. - СПб.: СПбГУТ, 2001.- 148 с.

10. http://www.citforum.ru/security/internet/email/article 1.6.2003-104. html

11. http://www.citforum.ru/seminars/cis99/sap.shtml

12. http://www.crime-research.org/library/Belous22.html

13. Бородакий Ю.В., Лободинский Ю.Г. Информационные технологии. Методы, процессы, системы. - М.: Радио и связь, 2002.- 456 с.

14. Романец Ю.В., Тимофеев П.А., Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях / Под ред. Шаньгина В.Ф. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 2001. - 376с.

15. http://www.citforum.ru/security/cryptography/digisign.shtml

16. http://www.citforum.ru/programming/prg96/sukhomlin.shtml

17. Смирнов ДА., Худяков Г.И., Шипилов М.М. Телекоммуникационные сети и информационно-управляющие системы:Словарь-справочник / Под ред. Бабкова В.Ю. и Вознюка М.А. - СПб.: СПбГУТ, 2001. - 208 с.

18. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы:Учебник для вузов. 2-е изд. / Олифер В.Г., Олифер НА. - СПб.: Питер, 2003. - 864 с.

19. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 192 с.

20. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов/Под общ. ред.Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. - 3-е изд., доп. и испр. - М.:ООО НПО "Вычислительная математика и информатика",2000. - 319 с.

21. Андрианов В.И., Соколов А.В. Сотовые, пейджинговые и спутниковые средства связи. - СПб.: БХВ - Петербург; Арлит, 2001. -400с.

 


[1] Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Уч. пособие- Ростов-на-Дону:.Изд. Центр "МарТ", 2002. - С. 18.

[2] Информатика: Учебник ~ 3-е перераб. изд. / Под ред. Макаровой Н. В. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 87 с.

[3] Згадзай О.Э. и др. Информатика для юристов: Учебник / Згадзай О.Э. Казанцев С. Я.,Казанцева Л А; Под ред. Казанцева С.Я. - М.: Мастерство, 2001

[4] Когаловский М Р. Перспективные технологии информационных систем М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. - С. 13.