Типологические возможности такого построения повествования.
Как происходит внутри произведения смена точек зрения?
Композиционное построение с использованием различных последовательно чередующихся точек зрения.
В произведении используется не одна, а несколько точек зрения. При этом каждая цена описывается с какой-то одной позиции (точки зрения), но разные сцены описываются с позиций разных героев.
Автор в каждом случае как бы присоединяется к точке зрения одного из действующих лиц,
Как бы участвует в действии, последовательно переходя от одной точки зрения к другой в своем повествовании.
Причем, помимо точки зрения действующих лиц он может в какой-то момент принимать и свою собственную точку зрения.
При таком описании лицо А описывается с точки зрения лица Б, а затем и лицо Б может быть описано через восприятие А. Но внутреннее состояние А и Б не может описываться одновременно в одной и той же микросцене (это вар. 4).
При этом каждый раз к носителю авторского видения применяются глаголы внутреннего состояния, тогда как действия других людей описываются так, как видит их данный человек – носитель авторской точки зрения.
У Толстого, например, в «Войне и мире» чередование точек зрения обычно обусловлено сюжетными кусками повествования: одна сцена дается с точки зрения Наташи, другая – Пьера, третья – Николая и т.д.
Однако иногда смена точек зрения происходит внутри одной сцены, когда убыстряется ритм повествования.
Пример: описание вечера в доме Ростовых после карточного проигрыша Николая, когда Наташа поет, а Николай ее слушает. Здесь постоянно идет смена точки зрения Наташи и Николая.
При таком типе композиции повествование как бы распадается на отдельные описания, данные с точки зрения разных лиц.
Здесь мы видим СОПОЛОЖЕНИЕ разных точек зрения, но не их синтез.
По существу, это как бы сцены, преобразованные из ряда повествований от 1 лица. Такая композиция восходит к роману в письмах
Позиция повествователя в этом случае вполне реальна – он как бы ведет репортаж непосредственно с поля действия, и место его нахождения каждый раз может быть более или менее точно фиксировано в пространстве и времени, хотя она и менее реальна и последовательна, чем в вариантах 1 и 2.
Разное отношение автора к персонажам: в одних он вживается, показывает их изнутри, другие же всегда остаются только объектами внешнего наблюдения.
Кто из героев получает право на описание изнутри (становится носителем авторской точки зрения)?
Чаще всего – главные герои. НО НЕ ВСЕГДА.
Иногда автору бывает важно показать героя глазами других людей, а не описывать его самому, заглядывая ему в душу.
Автор может предоставлять читателю самому догадываться о мыслях и чувствах героя, изображая его в каком-то смысле загадочным.
(Примеры: - старец Зосима, Смердяков, Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых» у Достоевского,
Платон Каратаев у Толстого)
При описании их внутреннего состояния сразу же появляются слова «отстранения» (по-видимому, как бы)
Таким образом, прием описания «со стороны» может использоваться как в тех случаях, когда персонаж не представляет для автора существенного интереса, так и тогда, когда он, напротив. Представляет для него особый интерес.