Информационная безопасность

Информационная безопасность – состояние защищенности среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (ст. 2 ФЗ от 4.07.96 №85 «Об участии в международном информационном обмене»).

Стандартная модель безопасности:

- конфиденциальность,

- целостность,

- доступность.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Информатика как наука и как вид практической деятельности .............................................................................................................................. 1

1.1. Информатика как наука работы с информацией ....................................... 1

1.2. Структура предметной области информатики .......................................... 2

1.3. Социальные аспекты информатики ............................................................ 3

1.4. Правовые аспекты информатики ................................................................ 4

1.5. Этические аспекты информатики ................................................................ 4

 

II. Информация, ее виды и свойства ............................................... 4

2.1. Виды информации ....................................................................................... 4

2.2. Информация: более широкий взгляд ......................................................... 5

2.3. Непрерывная и дискретная форма представления информации .............. 6

2.4. Измерение количества информации ........................................................... 7

 

III. Кодирование информации ............................................................. 9

3.1. Информационные процессы ....................................................................... 9

3.2. Передача информации ................................................................................ 9

3.3. Скорость передачи информации ............................................................. 10

3.4. Кодирование информации ........................................................................ 10

3.5. Кодирование букв и знаков (таблица ASCII кодов) ................................ 11

3.6. Понятие о теоремах Шеннона .................................................................. 11

3.7. Кодовое дерево (ориентированный граф) ............................................... 12

3.8. Информационные технологии .................................................................. 12

 

IV. архитектура эвм ............................................................................... 14

4.1. Средства информатизации ........................................................................ 14

 

V. Логические основы работы ......................................................... 17

5.1. Логика высказываний ............................................................................... 17

5.2. Схема реализации элементарных логических операций ......................... 18

 

VI. Периферийные (внешние) устройства ................................... 20

6.1. Вычислительные комплексы и системы (ВКС). По Флинну ................... 21

 

VII. Компьютерные сети ....................................................................... 22

7.1. Топология локальных сетей ..................................................................... 22

7.2. Прерывания ............................................................................................... 23

7.3. Организация ввода-вывода ...................................................................... 25

 

VIII. Программные средства информатизации ....................... 26

8.1. Классификация ПО .................................................................................... 26

8.2. Файловая система ...................................................................................... 28

8.3. Механизм многопользовательской работы ............................................. 29

8.4. Борьба с тупиками .................................................................................... 30

8.5. Виртуальные машины ............................................................................... 31

 

IX. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АЛГОРИТМ» ...................................... 31

9.1. Машина Тьюринга .................................................................................... 31

9.2. Нормальные алгорифмы Маркова ........................................................... 32

 

X. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА .............................................................. 33

10.1. Универсальная функция ......................................................................... 35

10.2. Алгоритмически неразрешимые задачи ................................................ 35

10.3. Проблема останова ................................................................................. 35

10.4. Проблема эквивалентности ..................................................................... 36

10.5. Понятие сложности алгоритма ............................................................... 36

10.6. Понятие оптимизации алгоритма. Классы сложности задач ................ 38

10.7. Базовые конструкции для представления алгоритмов .......................... 38

10.8. Структурный подход и разработка алгоритма ..................................... 39

10.9. Основные конструкции языков программирования ............................. 39

10.10. Концепция языка ................................................................................... 42

10.11. Алгоритмический язык ......................................................................... 42

 

XI. МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ....................................................... 46

11.1. Структуры действий ............................................................................... 46

11.2. Составные операторы ............................................................................. 46

11.3. Структура программы ............................................................................ 47

11.4. Структура программы на языке Паскаль .............................................. 48

11.5. Вспомогательные алгоритмы ................................................................. 50

11.6. Параметры ............................................................................................... 50

11.7. Подпрограммы ........................................................................................ 50

11.8. Модули .................................................................................................... 53

11.9. Динамически связываемые библиотеки (DLL) ....................................... 54

11.10. Обработка числовых последовательностей ......................................... 55

11.11. Рекуррентные зависимости ................................................................... 55

11.12. Рекурсия ................................................................................................ 56

11.13. Рекурсивно определенные данные ....................................................... 57

11.14. Численные методы ................................................................................. 57

 

XII. ИСКУССТВО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ................................................ 57

12.1. Массивы ................................................................................................... 57

12.2. Область действия идентификаторов в Паскале ...................................... 58

12.3. Файлы ...................................................................................................... 61

12.4. Важнейшие невычислительные алгоритмы ........................................... 63

12.5. Простые записи ....................................................................................... 71

12.6. Записи с вариантами ............................................................................... 72

12.7. Указатели ................................................................................................. 73

12.8. Несвязанные динамические данные ........................................................ 74

12.9. Связанные динамические данные ........................................................... 74

12.10. Нелинейные списки (структуры) .......................................................... 77

 

XIII. ГРАФЫ ..................................................................................................... 83

13.1. Неориентированные графы .................................................................... 83

13.2. Подграфы ................................................................................................ 84

13.3. Ориентированные графы ........................................................................ 84

13.4. Взвешенные графы .................................................................................. 85

 

XIV. ДЕРЕВЬЯ ................................................................................................. 88

14.1. Алгоритм Крускала (Kruscal) ................................................................. 88

14.2. Топологическая сортировка ................................................................... 90

14.3. Поиск в глубину ...................................................................................... 91

14.4. Ориентированные деревья ...................................................................... 92

14.5. Сбалансированные деревья .................................................................... 99

14.6. АВЛ-дерево ........................................................................................... 100

 

15.1. Таблицы ................................................................................................. 102

15.2. Хеширование ......................................................................................... 102

15.3. Рехеширование ...................................................................................... 104

 

XVI. Основы технологии программирования ....................... 105

16.1. Программирование ............................................................................... 105

16.2. Понятие трансляции .............................................................................. 105

16.3. Жизненный цикл программного обеспечения (ЖЦ ПО) ..................... 106

16.4. Стандарты ............................................................................................. 113

16.5. «Парадокс» разработки ПО ................................................................. 115

16.6. Парадигмы программирования ........................................................... 115

16.7. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Основные понятия и определения .................................................................................................... 117

16.8. Визуальное программирование ........................................................... 119

 


[1] Чарльз Бэббидж (26 декабря 1791, Лондон, Англия — 18 октября 1871, Лондон, Англия) — английский математик, изобретатель первой вычислительной машины.

[2] Августа Ада Кинг (урождённая Байрон), графиня Лавлейс (10 декабря 1815, Лондон, Великобритания — 27 ноября 1852, Лондон, Великобритания) — английский математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины).

[3] Сергей Александрович Лебедев – крупнейший советский конструктор, академик, лауреат государственных премий. Руководил созданием многих отечественных ЭВМ.

 

[4] Тьюринг Алан (23 июня 1912, Лондон — 7 июня 1954, Уилмслоу, Великобритания), британский математик, автор трудов по математической логике, вычислительной математике.

 

[5] Марков, Андрей Андреевич (14 июня 1856, Рязань, Россия — 20 июля 1922, Петроград, ныне Санкт-Петербург) — выдающийся русский математик, внёсший большой вклад в теорию вероятностей, математический анализ и теорию чисел.

[6] Георгий Максимович Адельсон-Вельский (родился 8 января 1922) — советский математик. Вместе с Е. М. Ландисом в 1962 изобрёл структуру данных, получившую название АВЛ-дерево.

[7] Евгений Михайлович Ландис (6 октября 1921, Харьков — 12 декабря 1997, Москва) — выдающийся советский математик, профессор, доктор физико-математических наук.

[8] ЯВУ – язык высокого уровня

[9] Гради Буч (род. 27 февраля 1955 года, Амарилло (Техас), США) — американский инженер, руководитель исследований в IBM Research. Гради Буч наиболее известен как создатель унифицированного языка моделирования UML, который он разработал совместно с Иваром Якобсоном и Джеймсом Рамбо.