ПРЕДЫСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.

ЛЕКЦИЯ № 1.

 

«Любовь и забота – лучшее лекарство»

Парацельс

 

Медицина существует столько же, сколько существует культура. Медицина является не только наукой, но и социальным институтом, т.е. исторически обусловленной системой социальных учреждений. О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство.

Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Зарождение медицины связано с ранними этапами развития человека и человеческого общества. Весьма реально, что вначале медицина была достоянием всех и каждого, а не профессией немногих избранников. Впоследствии, женщина, став главой человеческого рода, первой начала сознательно обобщать этот народный опыт и в силу своего ответственного положения в обществе, использовать его на практике в целях излечения сородичей. История дает основания полагать, что именно женщина была первым лекарем нашей планеты; и народный эпос сохранил об этом добрую память. Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей.

Древние славяне называли их «берегинями». Первобытный человек увековечил память о женщинах, оставив их изображения: каменные изваяния женщин-прародительниц, женщин-хранительниц домашнего очага. Женщин-«берегинь» находят сегодня на всех континентах и многочисленных островах нашей планеты в археологических слоях, относящихся к позднему палеолиту. Подробных данных о первых женщинах-врачевателях история не сохранила. Но народный эпос из глубины веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху матриархата: в Египте - Могучая Полидамна, в Чехии - мудрая Каза, в Колхиде - Медея. В древнейших памятниках письменности сохранились имена женщин-врачевательниц, живших в эпоху первобытного строя.

Так, в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знавшую все целебные травы, «сколько земля их рождает». Можно утверждать, что накапливавшихся в период матриархата опыт врачевания лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее. Первые медицинские познания зародились в человеческом обществе не в связи с верованиями, а в тесной связи с условиями жизни, питанием, борьбой за существование. Религия возникла в человеческом обществе значительно позже в связи с расслоением его на классы.

Помощь больным, страждущим являлась долгом каждого, кто исповедовал христианство. Основными «лекарями» были священники или знахари, а потому и основными «лечебными учреждениями» были храмы (например, храмы Асклепия). Больницы развивались из церквей. В средние века они скорее походили на прибежище бедняков, на пресловутые приюты. По мере утверждения христианства как государственной господствующей религии в Европе, христианская церковь взяла на себя заботу о немощных и больных. Эта обязанность лежала на дьяконах (от греческого diakonos - служитель). Им помогали женщины, называвшиеся дьякониссами. В число дьяконисс нередко вступали лица знатных фамилий и даже особы царского рода.

В византийских христианских монастырях в обязательном порядке создавались богадельни и убежища-кельи для больных; как правило, там проживала небольшая группа бедных (до десяти больных). Это было милосердие «Богу угодное». С XI века дома-кельи стали называться больницами, а в странах Европы — госпиталями. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от хорошего обращения друг с другом в этой жизни. Это оказывало сильное воздействие на развитие заботы о бедняках, голодных и больных. Характерным для общества того времени была ценность людей, способных беречь здоровье и исцелять. Древние целительницы использовали то, чему их научили наблюдения и история.

Основными приемами исцеления в рабовладельческом обществе были заклинания, молитвы, амулеты, жертвоприношения. С течением времени, с прибавлением знаний по уходу за больными стали использоваться домашние снадобья - уголь, сажа, зола, холодная и теплая вода, покой, хорошая пища, чистый воздух, травы, различные массажи, молитвы и обряды. В XI веке во многих городах Германии и Нидерландов были созданы общины женщин и девиц, называвшие себя бегинами. Они также занимались уходом за больными. Такие общины сохранялись до XX века.

За больными и умирающими ухаживали не только женщины. Во времена Крестовых походов (XII век) появились военизированные медицинские ордена, например, тевтонских рыцарей. После военных походов было основано много монастырей, где в свод необходимых знаний и умений входило умение оказывать медицинскую помощь. Поскольку там можно было получить образование, многие молодые люди стремились в монастыри с целью изучения медицины. С учреждением рыцарских орденов многие из них посвящали себя уходу за больными. Так, например, члены ордена святого Лазаря в Иерусалиме посвящали себя уходу за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло название лазарета. Получил большую известность основанный крестоносцами в Палестине духовно-рыцарский орден госпитальеров, названный по иерусалимскому госпиталю св. Иоанна - странноприимному дому для паломников. Небезынтересно, что великим магистром его в 1798 году был избран российский император Павел I. С XII века появляются духовные попечительства о больных - госпитальные братья и сестры. Орден «Братьев милосердия» был основан в 1540 году в Испании. Община св. Елизаветы («Елизаветинки») существовала с ХШ века в Германии.

В XII веке появились различные учения, трактаты об уходе за больными. Один из трактатов принадлежит Салернской школе. Салернская медицинская школа возникла на юге Италии в IX веке ив 1213 году вошла в состав Салернского университета на правах факультета. Ученые этой школы написали множество сочинений, посвященных уходу за больными.

Так, Феррарий написал исследование о лихорадке, Музандин - сочинение о приготовлении кушаний и напитков для больных. Арнольд из Виллановы является создателем написанного в стихах трактата под названием: «Regimen sandtatis Salernitanum» - «Салернский кодекс здоровья». В этом кодексе сформулированы правила режима дня и питания, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов и растений и их лечебное действие. Немалое место в этих наставлениях занимают описания рациональных движений и омовений, которым еще древние предшественники Салерно уделяли большое внимание.

Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и в настоящее время и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям.

Таким образом, дошедшие до нас исторические сведения о становлении заботы и ухода за больными в обществе, дают нам представление о характере оказываемой помощи, о страждущих этой помощи и, наконец, о самих представителях «богу угодного» милосердия, которые являются неиссякаемым источником добра, любви, терпения, умения и сострадания по настоящий день.

Женщина в силу своих природных особенностей (меньшая по сравнению с мужской физическая сила, врожденный инстинкт материнства) на первых этапах становления человеческой цивилизации выхаживала больных, раненых, страдающих, отождествляя их с беспомощными детьми. Когда же общество достигло достаточно высокого уровня развития, и возникла необходимость ухода за большим количеством страждущих, это благородное дело стало неотъемлемым атрибутом тех, кто исповедовал христианство. Вера в Бога была и организатором помощи страждущим недугами и мощной психологической поддержкой для тех, кто занимается этой тяжелой работой.

Предыстория сестринского дела, т.е. науки и искусства ухода за больными, самым тесным образом связана с христианской религией. Термин "сестра милосердия" был предложен французским священником Викентием Полем, который в 1617 г. организовал первую общину сестер милосердия. Он говорил, что милосердие — это важнейшее качество христианина, а главным его делом является посещение бедных и больных и помощь им. Спустя 24 года в рамках общины была создана специальная школа по обучению сестер. Первые сестры милосердия не должны были быть монахинями, не давали никакого обета и носили светское платье. В то же время основу Устава общины, опубликованного В. Полем в 1665 г., конечно, составили христианские идеалы ("быть истинными последователями Христа"). В XVIII в. В. Поль был канонизирован католической церковью; он считается покровителем благотворительной деятельности.