ИСКУССТВО РОССИИ РУБЕЖА XIX — XX вв.

Период конца XIX — начала XX в. во всех сферах социальной и духовной жизни был переломным: заново поднимались и пересматривались вопросы о месте и роли искусства в жизни, о способности его стать достоянием масс. Переломный характер эпохи выразился в искусстве во внутренней конфликтности его развития, в явной или скрытой полемике различных, быстро сменяющих друг друга, особенно после 1910 г., художественных группировок. Этому способствовала необычайно возросшая активность выставочной жизни, а также обилие периодических изданий, посвященных изобразительному искусству.

Эклектизм в архитектуре, реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и назидательный тон уходили в прошлое. Передвижничество в 1880-х годах начали рассматривать как явление, уже пережившее свою лучшую пору. В 1894 г. крупнейшие представители Товарищества — И.Е.Репин, В.Е.Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи — входят в состав академической профессуры.

П.М.Третьяков в 1892 г. передал в дар городу Москве свое собрание картин реалистической живописи. На первом съезде русских художников, созванном в честь этого события, обсуждались итоги прошедшего периода и перспективы развития русского искусства.

На рубеже веков критическое отношение искусства к действительности приобретает форму поисков гармонии и красоты не в окружающем мире, а в мире фантазии. Это выразилось в тяготении к сказочным, аллегорическим или мифологическим сюжетам (В.М.Васнецов, М.А.Врубель и др.).

Художники считали, что картина должна выйти из музея, стать неотъемлемой частью быта и составить с окружающей средой единый ансамбль. Это единство обеспечивал стиль модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощренным шрифтам и орнаментам в графике. Не только живопись, но и мебель, орнаментика балконных решеток и лестничных перил, форма светильников и даже характер ювелирных украшений составляли гармоническое единство. Сложные проблемы идейно-эстетической и духовной ориентации творческих интересов того времени заметно сказались на постановке вопроса о синтезе искусств. Эта идея, имеющая первостепенное значение в эстетике модерна, получила на русской почве поддержку в широких общественно-культурных кругах, так как была обусловлена традиционной верой в преобразующую миссию искусства.

На рубеже XIX — XX вв. в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились такие творческие центры, как Абрамцево (имение С.И. Мамонтова) и Талашкино (имение М. К. Тенишевой), собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, вдохновленных идеей возрождения народного искусства. Этот период в истории русской культуры получил название Серебряный век.

Большую роль в развитии искусства рубежа веков сыграла группа художников «Мир искусства», устраивавших собственные выставки и ретроспективные показы русского искусства XVIII в. К участию на своих выставках «мирискусники» приглашали зарубежных мастеров, что способствовало расширению творческих контактов. Наряду с этим обычным явлением становится учеба молодых русских художников в частных европейских школах и студиях.

Программа «Мира искусства» носила неоромантический характер и была тесно связана с символизмом и стилем модерн. В истории русского искусства это объединение ознаменовало поворот к идеалам свободы творчества и приоритету художественной индивидуальности. «Мирискусники» стали носителями высокой интеллектуальной культуры.

Деятельность «Мира искусства» в Петербурге способствовала созданию Союза русских художников в Москве. Промышленник и меценат С. И. Мамонтов объединил художников, ищущих новые пути в искусстве, в мамонтовский кружок, который летом работал в подмосковном Абрамцево. Их интересы были направлены на все виды изобразительного искусства, архитектуру, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство, на изучение и возрождение народного творчества.

В этих условиях формируется новый тип универсального художника, для которого не существует разделения на ремесло и искусство. Творчество В.М. Васнецова, М.А.Врубеля, художников «Мира искусства» — яркий пример универсализма. Они не только создавали картины и декоративные панно, но и могли расписать блюдо, исполнить виньетку для книги, вылепить скульптуру, придумать театральный костюм и др.

Важной особенностью данного периода является то, что высоких результатов достигают все виды искусства: архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Русские художники конца XIX — начала XX в. достигли такого высокого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.