ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (E-MAIL)
Организация работы и протоколы. Электронная почта - один из наиболее распространенных видов сервиса в Интернете, который не только обеспечивает быструю передачу сообщений и файлов конкретному адресату или сразу списку адресатов, но и делает возможным доступ к любым другим ресурсам Интернета.
Существуют две группы протоколов, по которым работает электронная почта:
• протоколы SM ТР и POP (или РОРЗ). Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) поддерживает передачу сообщений между адресатами Интернета. Он позволяет группировать сообщения в адрес одного получателя, размножать копии E-mail-сообщений для передачи в разные адреса. Протокол POP (Post Office Protocol) обеспечивает конечному пользователю доступ к пришедшим к нему электронным сообщениям. При запросе пользователя на получение почты POP-клиенты требуют ввести пароль, что повышает конфиденциальность переписки;
• протокол ШАР. Этот протокол получает все большее распространение. Он дает возможность пользователю работать с письмами непосредственно на сервере провайдера и экономить время работы в Интернете.
Для отправления и получения сообщений по электронной почте используются почтовые программы. Как указывалось ранее, в составе IE для работы с электронной почтой и Новостями предназначена программа Outlook. Эти же функции может выполнять программа Outlook, входящая в MS Office. Из автономных программ для работы с почтой большую популярность приобрела программа The Bat!
Почтовые программы позволяют:
• составлять и передавать сообщения как в форме текстовых сообщений, так и в формате HTML, допускающем разнообразное шрифтовое и цветовое оформление, а также добавлять непосредственно в текст сообщения в виде графики, анимации, звука;
• добавлять к сообщениям файлы любых видов (создавать вложения). Вложения изображаются в виде пиктограмм, размещенных в специальных областях электронного письма. Пиктограммы содержат названия вложенного файла и его размер. При чтении полученного сообщения двойной щелчок по такой пиктограмме вызывает программу, создавшую этот файл (если такая имеется на компьютере получателя), и загружает в нее присоединенный файл (если присоединена программа, то она запустится);
• дешифрировать сообщения, полученные в различных кириллических кодировках;
• управлять приоритетом отправления сообщений - срочное, обычное, по дешевому тарифу;
• с целью сокращения времени связи при просмотре полученной почты сначала выдавать только заголовки (краткое содержание) сообщения и пересылать полностью только специально затребованные сообщения;
• автоматически проверять орфографию и грамматику сообщений перед отправкой;
• достаточно просто запоминать в адресной книге необходимые E-mail-адреса авторов сообщений и впоследствии использовать эти адреса при отправлении сообщений.
Подготовка и отправление сообщений. При подготовке и отправлении сообщения на экране почтовой программы заполняются следующие поля:
• поле Кому. В это поле подставляется E-mail-адрес основного корреспондента;
• поле Копия. В это поле подставляются адреса корреспондентов, получающих копию сообщения. Заполнение поля не обязательно, но если адреса в нем указаны, то основной корреспондент уведомляется о наличии копий и их адресатах;
• поле Скрытая копия. Поле может отсутствовать и появляться только по специальной команде. Назначение поля аналогично предыдущему, но даже если адреса в нем присутствуют, то основной корреспондент о наличии копий, направленных по этим адресам, не уведомляется.
Примечание. Адреса в три названных поля могут вводиться с клавиатуры или выбираться из адресной книги;
• поле Тема. В это поле заносится краткое содержание сообщения. Текст выдается в виде заголовка сообщения при просмотре адресатом поступившей почты;
• поле (окно) Сообщения. Непосредственно в этом поле набирается текст сообщения. Для набора сообщения в почтовых программах имеется текстовый редактор.
Присоединение файла производится по команде меню или с помощью инструментальной кнопки; при этом открывается обычное для Windows окно с деревом каталога для выбора присоединяемого файла. Пиктограмма с именем присоединенного файла размещается непосредственно в нижней части окна сообщений или имена присоединенных файлов помещаются в специальном поле.
Подготовленное сообщение отправляется по команде Доставить почту или с помощью инструментальной кнопки Доставить; при этом оно попадает в специальную почтовую папку Исходящие. Непосредственная посылка сообщения в сеть зависит от заданной степени срочности. Срочное сообщение отправляется немедленно, если связь с провайдером уже была установлена. В некоторых программах отправленные сообщения попадают в папку Отправленные, где их можно просмотреть или удалить средствами чтения почты. Если доставка сообщения по каким-либо причинам оказалась невозможной (например, из-за ошибки в адресе), отправитель автоматически извещается об этом. Извещение получают в форме электронного письма в папке Входящие, и оно просматривается с помощью средств чтения почты.
Чтение почты. В режим Просмотр сообщения почтовая программа переходит по соответствующей команде. В этом режиме на экране почтовой программы находятся:
• поле со списком основных почтовых папок Входящие, Исходящие, Отправленные, Удаленные. Пользователь может создавать свои папки и группировать в них сообщения по темам. Новые сообщения всегда помещаются в папку Входящие, которая автоматически устанавливается при переходе в режим чтения почты;
• окно, разделенное по вертикали или по горизонтали. В одной части окна - окне заголовков - находится список сообщений, содержащихся в выбранной папке. Для каждого сообщения указываются автор, заголовок (тема), дата отправки, а в некоторых программах дается пометка о том, было ли сообщение прочитано или нет, а также размер сообщения в байтах. Предусмотрена возможность исключать из этого списка прочитанные сообщения. В нижней части окна - окне просмотра - выдается собственно содержание сообщения.
Содержимое обоих окон обновляется по команде Доставить почту. Список поступивших сообщений по желанию пользователя может быть рассортирован в алфавитном порядке фамилий авторов или тем, по дате, по признаку «прочитано/нет».
Поступившие сообщения в зависимости от настройки программы могут сразу копироваться на компьютер пользователя или сохраняться на сервере.
Для просмотра сообщения следует дважды щелкнуть по его заголовку. Если в сообщении имеется вложенный файл, то для его просмотра или запуска в IE следует дважды щелкнуть по его пиктограмме. Для сохранения вложения следует выбрать в меню Файл команду Сохранить вложения.
Почтовые программы содержат простые средства ответа автору выбранного сообщения; специальная команда меню или инструментальная кнопка, условно называемая Ответить отправителю. По этой команде автоматически открывается экран в режиме отправления сообщения, в котором в поле Кому будет занесен адрес автора сообщения, а в поле сообщения будет находиться текст сообщения, на которое посылается ответ. Перед отправкой сообщения следует добавить собственный текст и, возможно, адреса для направления копии. Аналогичные средства предусмотрены и для пересылки полученного сообщения по другому адресу.
Выбранное в списке сообщение может сохраняться в заданной пользователем почтовой папке или в виде файла в указанном пользователем каталоге. Ненужные сообщения удаляются.
В настоящее время большую популярность получили бесплатные системы электронной почты, организуемые через WWW. В этих системах пользователь может сам получить адрес электронной почты и пароль, зарегистрировавшись на соответствующей странице, что позволяет каждому сотруднику офиса или члену семьи иметь свой электронный адрес даже в случае, когда все они имеют единую учетную запись у провайдера (имя пользователя и пароль входа к провайдеру). Кроме того, такой электронный адрес останется неизменным даже при смене провайдера. Для обращения к такой системе электронной почты в IE на панели ссылок предназначена кнопка HotMail. Популярные адреса русскоязычных систем электронной почты через WWW: win.mail.ru, www.Vandex.ru, www.rambler.ru. Работать с электронным адресом, полученным в бесплатной почтовой системе, можно как с помощью самой системы, так и посредством обычных программ электронной почты. При этом для каждого электронного адреса отправителя сообщений в почтовой программе должна быть создана своя учетная запись. Если на одном и том же компьютере почтовой программой пользуются владельцы разных электронных адресов, то в начале работы они должны настроить программу на свою учетную запись. Способы создания почтовых учетных записей описываются в инструкциях на почтовых WWW-страницах и в системе помощи к почтовым программам.
Вопросы для самоконтроля
- Что понимается под компьютерной сетью?
- Какими способами может быть организована связь между ПК с помощью ЛКС?
- Каковы роль и функции администратора сети?
- В чем заключается различие между файловым сервером и сервером баз данных!
- Как обеспечивается прямое соединение компьютеров?
- Что такое сеть Интернет и как организуется доступ к ней?
- Что такое «провайдер» и «сайт»?
- Какие информационные системы имеются в Интернете?
- Что такое IP-адрес в Интернете и для чего он служит?
- Что такое доменное имя? Перечислите основные домены верхнего уровня.
- Назовите виды соединений с провайдером.
- Укажите виды информации, предоставляемой провайдером пользователю при заключении контракта.
- Какие проблемы могут возникнуть при работе с текстами на кириллице?
- Что такое WWW и каковы особенности представления информации в этой системе?
- Что представляет собой каталог в WWW]
- Охарактеризуйте различия, присущие поисковым системам.
- Как и где можно создавать собственные Web-страницы?
- Что такое браузер! Что он позволяет делать?
- Что такое домашняя страница?
- Что такое FTP-серверы?
- Каковы назначение и принципы работы электронной почты?
- Назовите действия, необходимые для подготовки, отправления и получения сообщения по электронной почте.
- Как присоединить файл в сообщение для передачи по электронной почте?
РАЗДЕЛ 10. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ТЕМА 10.1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА.