ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (E-MAIL)

Организация работы и протоколы. Электронная почта - один из наиболее распространенных видов сервиса в Интернете, кото­рый не только обеспечивает быструю передачу сообщений и фай­лов конкретному адресату или сразу списку адресатов, но и дела­ет возможным доступ к любым другим ресурсам Интернета.

Существуют две группы протоколов, по которым работает электронная почта:

• протоколы SM ТР и POP (или РОРЗ). Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) поддерживает передачу сообщений между адресатами Интернета. Он позволяет группировать сообщения в адрес одного получателя, размножать копии E-mail-сообщений для передачи в разные адреса. Протокол POP (Post Office Protocol) обес­печивает конечному пользователю доступ к пришедшим к нему электронным сообщениям. При запросе пользователя на получе­ние почты POP-клиенты требуют ввести пароль, что повышает кон­фиденциальность переписки;

• протокол ШАР. Этот протокол получает все большее рас­пространение. Он дает возможность пользователю работать с письмами непосредственно на сервере провайдера и экономить время работы в Интернете.

Для отправления и получения сообщений по электронной по­чте используются почтовые программы. Как указывалось ранее, в составе IE для работы с электронной почтой и Новостями пред­назначена программа Outlook. Эти же функции может выполнять программа Outlook, входящая в MS Office. Из автономных про­грамм для работы с почтой большую популярность приобрела программа The Bat!

Почтовые программы позволяют:

• составлять и передавать сообщения как в форме текстовых сообщений, так и в формате HTML, допускающем разнообразное шрифтовое и цветовое оформление, а также добавлять непосред­ственно в текст сообщения в виде графики, анимации, звука;

• добавлять к сообщениям файлы любых видов (создавать вло­жения). Вложения изображаются в виде пиктограмм, размещен­ных в специальных областях электронного письма. Пиктограм­мы содержат названия вложенного файла и его размер. При чтении полученного сообщения двойной щелчок по такой пик­тограмме вызывает программу, создавшую этот файл (если та­кая имеется на компьютере получателя), и загружает в нее присо­единенный файл (если присоединена программа, то она запус­тится);

• дешифрировать сообщения, полученные в различных кирил­лических кодировках;

• управлять приоритетом отправления сообщений - срочное, обычное, по дешевому тарифу;

• с целью сокращения времени связи при просмотре получен­ной почты сначала выдавать только заголовки (краткое содержа­ние) сообщения и пересылать полностью только специально зат­ребованные сообщения;

• автоматически проверять орфографию и грамматику сооб­щений перед отправкой;

• достаточно просто запоминать в адресной книге необходи­мые E-mail-адреса авторов сообщений и впоследствии использо­вать эти адреса при отправлении сообщений.

Подготовка и отправление сообщений. При подготовке и от­правлении сообщения на экране почтовой программы заполня­ются следующие поля:

• поле Кому. В это поле подставляется E-mail-адрес основно­го корреспондента;

• поле Копия. В это поле подставляются адреса корреспонден­тов, получающих копию сообщения. Заполнение поля не обязательно, но если адреса в нем указаны, то основной корреспондент уведомляется о наличии копий и их адресатах;

• поле Скрытая копия. Поле может отсутствовать и появлять­ся только по специальной команде. Назначение поля аналогично предыдущему, но даже если адреса в нем присутствуют, то ос­новной корреспондент о наличии копий, направленных по этим адресам, не уведомляется.

Примечание. Адреса в три названных поля могут вводиться с кла­виатуры или выбираться из адресной книги;

• поле Тема. В это поле заносится краткое содержание сооб­щения. Текст выдается в виде заголовка сообщения при просмот­ре адресатом поступившей почты;

• поле (окно) Сообщения. Непосредственно в этом поле наби­рается текст сообщения. Для набора сообщения в почтовых про­граммах имеется текстовый редактор.

Присоединение файла производится по команде меню или с помощью инструментальной кнопки; при этом открывается обыч­ное для Windows окно с деревом каталога для выбора присоеди­няемого файла. Пиктограмма с именем присоединенного файла размещается непосредственно в нижней части окна сообщений или имена присоединенных файлов помещаются в специальном поле.

Подготовленное сообщение отправляется по команде Доста­вить почту или с помощью инструментальной кнопки Доставить; при этом оно попадает в специальную почтовую папку Исходя­щие. Непосредственная посылка сообщения в сеть зависит от за­данной степени срочности. Срочное сообщение отправляется не­медленно, если связь с провайдером уже была установлена. В не­которых программах отправленные сообщения попадают в папку Отправленные, где их можно просмотреть или удалить средства­ми чтения почты. Если доставка сообщения по каким-либо при­чинам оказалась невозможной (например, из-за ошибки в адре­се), отправитель автоматически извещается об этом. Извещение получают в форме электронного письма в папке Входящие, и оно просматривается с помощью средств чтения почты.

Чтение почты. В режим Просмотр сообщения почтовая про­грамма переходит по соответствующей команде. В этом режиме на экране почтовой программы находятся:

• поле со списком основных почтовых папок Входящие, Исхо­дящие, Отправленные, Удаленные. Пользователь может создавать свои папки и группировать в них сообщения по темам. Новые со­общения всегда помещаются в папку Входящие, которая автома­тически устанавливается при переходе в режим чтения почты;

• окно, разделенное по вертикали или по горизонтали. В од­ной части окна - окне заголовков - находится список сообщений, содержащихся в выбранной папке. Для каждого сообщения ука­зываются автор, заголовок (тема), дата отправки, а в некоторых программах дается пометка о том, было ли сообщение прочитано или нет, а также размер сообщения в байтах. Предусмотрена воз­можность исключать из этого списка прочитанные сообщения. В нижней части окна - окне просмотра - выдается собственно со­держание сообщения.

Содержимое обоих окон обновляется по команде Доставить почту. Список поступивших сообщений по желанию пользовате­ля может быть рассортирован в алфавитном порядке фамилий авторов или тем, по дате, по признаку «прочитано/нет».

Поступившие сообщения в зависимости от настройки програм­мы могут сразу копироваться на компьютер пользователя или сохраняться на сервере.

Для просмотра сообщения следует дважды щелкнуть по его заголовку. Если в сообщении имеется вложенный файл, то для его просмотра или запуска в IE следует дважды щелкнуть по его пик­тограмме. Для сохранения вложения следует выбрать в меню Файл команду Сохранить вложения.

Почтовые программы содержат простые средства ответа авто­ру выбранного сообщения; специальная команда меню или инст­рументальная кнопка, условно называемая Ответить отправителю. По этой команде автоматически открывается экран в режиме от­правления сообщения, в котором в поле Кому будет занесен адрес автора сообщения, а в поле сообщения будет находиться текст со­общения, на которое посылается ответ. Перед отправкой сообще­ния следует добавить собственный текст и, возможно, адреса для направления копии. Аналогичные средства предусмотрены и для пересылки полученного сообщения по другому адресу.

Выбранное в списке сообщение может сохраняться в задан­ной пользователем почтовой папке или в виде файла в указанном пользователем каталоге. Ненужные сообщения удаляются.

В настоящее время большую популярность получили бесплат­ные системы электронной почты, организуемые через WWW. В этих системах пользователь может сам получить адрес электронной по­чты и пароль, зарегистрировавшись на соответствующей страни­це, что позволяет каждому сотруднику офиса или члену семьи иметь свой электронный адрес даже в случае, когда все они имеют еди­ную учетную запись у провайдера (имя пользователя и пароль вхо­да к провайдеру). Кроме того, такой электронный адрес останется неизменным даже при смене провайдера. Для обращения к такой системе электронной почты в IE на панели ссылок предназначе­на кнопка HotMail. Популярные адреса русскоязычных систем электронной почты через WWW: win.mail.ru, www.Vandex.ru, www.rambler.ru. Работать с электронным адресом, полученным в бесплатной почтовой системе, можно как с помощью самой систе­мы, так и посредством обычных программ электронной почты. При этом для каждого электронного адреса отправителя сообщений в почтовой программе должна быть создана своя учетная запись. Если на одном и том же компьютере почтовой программой пользуются владельцы разных электронных адресов, то в начале работы они должны настроить программу на свою учетную запись. Способы создания почтовых учетных записей описываются в инструкциях на почтовых WWW-страницах и в системе помощи к почтовым про­граммам.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под компьютерной сетью?
  2. Какими способами может быть организована связь между ПК с помощью ЛКС?
  3. Каковы роль и функции администратора сети?
  4. В чем заключается различие между файловым сервером и серве­ром баз данных!
  5. Как обеспечивается прямое соединение компьютеров?
  6. Что такое сеть Интернет и как организуется доступ к ней?
  7. Что такое «провайдер» и «сайт»?
  8. Какие информационные системы имеются в Интернете?
  9. Что такое IP-адрес в Интернете и для чего он служит?
  10. Что такое доменное имя? Перечислите основные домены верхнего уровня.
  11. Назовите виды соединений с провайдером.
  12. Укажите виды информации, предоставляемой провайдером пользователю при заключении контракта.
  13. Какие проблемы могут возникнуть при работе с текстами на ки­риллице?
  14. Что такое WWW и каковы особенности представления информа­ции в этой системе?
  15. Что представляет собой каталог в WWW]
  16. Охарактеризуйте различия, присущие поисковым системам.
  17. Как и где можно создавать собственные Web-страницы?
  18. Что такое браузер! Что он позволяет делать?
  19. Что такое домашняя страница?
  20. Что такое FTP-серверы?
  21. Каковы назначение и принципы работы электронной почты?
  22. Назовите действия, необходимые для подготовки, отправления и получения сообщения по электронной почте.
  23. Как присоединить файл в сообщение для передачи по электрон­ной почте?

РАЗДЕЛ 10. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

ТЕМА 10.1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА.