Социальная борьба в правление Алексея Михайловича

XVII век называют «бунташным». Действительно, с самого начала века и до его конца в России беспрестанно происходили восстания, бунты, войны, охватывавшие не только отдельные города, но и целые области.

В 1648 г. серьезное восстание вспыхнуло в Москве («Соляной бунт»). Оно было вызвано введением косвенного налога на соль. Это в свою очередь вызвало подорожание других продуктов. Хотя дополнительная пошлина на соль была скоро отменена, но правительство стало взимать недоимки по другим налогам. В начале июня 1648 г. разъяренная толпа москвичей расправилась с ненавистными вельможами. С большим трудом царю удалось спасти Морозова, инициатора введения новой пошлины. Особенностью Соляного бунта было удовлетворение правительством требований восставших. Земский собор 1649 г. принял новое Уложение (Соборное Уложение 1649 г.), которое сглаживало некоторые противоречия (прежде всего в городах).

Вслед за Соляным бунтом волнения прокатились по другим русским городам. Наиболее сильными были восстания 1650 г. в Пскове и Новгороде, вызванные подорожание хлеба (хлеб по твердым ценам скупало правительство для отправки в Швецию). В 1662 г. вновь вспыхнуло восстание в Москве («Медный бунт»). Нехватку средств для ведения войны с Польшей правительство попыталось компенсировать чеканкой медной монеты, которая стала очень быстро обесцениваться по сравнению с традиционной серебряной. Московский люд вновь увидел виновников в лице царских вельмож, с которыми начал расправляться. Алексей Михайлович жестоко подавил восстание, но из-за полного расстройства финансовой системы деньги медные пришлось изъять из обращения.

Но все городские восстания меркли по сравнению с казацко-крестьянской войной под руководством Степана Разина 1669–1671 гг. На сторону восставших, наиболее активными среди которых были донские казаки, перешел ряд поволжских городов, в том числе Царицын, Саратов, Самара, была захвачена и сильная крепость, контролировавшая устье Волги – Астрахань. К восставшим казакам присоединились поволжские народы: марийцы, татары, мордва. Посланцы Степана Разина с его «прелестными письмами» появлялись даже под Москвой. С большим трудом правительственным войскам удалось подавить это выступление. Сам предводитель был казнен в Москве 4 июня 1671 г. Некоторое время в Поволжье еще было беспокойно. Только в 1673 г. Алексей Михайлович имел все основания принять поздравление от английского короля Карла II по поводу подавления восстания.

К середине XVII в. социальный кризис в стране дополнился кризисом идеологическим. Он обострился в связи со стремлением части церковников восстановить единство церковных обрядов и содержание богослужебных книг. Выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажении, изменений. Аналогичные явления происходили и в церковных обрядах. Реформу по исправлению богослужебных книг и церковных обрядов возглавил Никон. Но часть российского общества не приняла нововведения, утвержденные на церковном соборе 1666–1667 гг. Приверженцы старой веры – раскольники – скрывались в лесах, основывали в глухих труднодоступных местах (особенно на севере, в Заволжье, на Урале) раскольничьи скиты, где молились по-старому, соблюдая прежние обряды. Власти жестоко преследовали их. Согласно нормам Соборного Уложения, «кто возложит хулу на господа бога», полагалось сжигать на костре.

В 1668 г. религиозная борьба вылилась в серьезный социальный конфликт: восстали монахи Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять исправленные богослужебные книги. Только в январе 1676 г правительственным войскам удалось подавить восстание монахов, к которым присоединились и бывшие участники восстания Степана Разина. Наряду с активной борьбой раскольники все чаще становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодная смерть) и самосожжения («гари»). «Гари» следовали одна за другой. За 20 лет, с 1675 по 1695 г., их было более 40. В огне погибло до двадцати тысяч старообрядцев.